Морган писал(а):
Но ведь это не ответ на вопрос о том, почему вообще кого-то нужно считать еретиком.
Собственно если посмотреть на то, как появилось такое понятие как "ересь", да в принципе и по моему субъективному ощущению, ересь - это мнение, которое наносит существенный ущерб моему отношению к Богу. Ну, условно говоря, если Бог такой, то я не могу Ему молиться, потому, что это не соответствует моему опыту. Ну то есть да, ересь - штука субъективная, а Церкви и конфессии - это объединения людей со схожими представлениями о Боге.
Морган писал(а):
В этой конструкции финальная оговорка "человек сам должен решать" выглядит, т.к. как он может решить, если у него нет специального откровения, а за его "личные взаимоотношения с Богом" его запросто могут записать в еретики.
Риск есть, но вообще тут как ни крути, а человек будет верить в того Бога, с которым общается, даже если формально он принимает решения соборов. А уж поверь мне, я повидал всяких мнений о том, каков Бог в среде формально одинаково православных людей.
Морган писал(а):
Де-факто остается вариант только с соборами (священноначалие собралось и все решило), но по сути-то это и есть "тот вариант, к которому мы (Церковь в лице ее священноначалия) пришли в итоге - считаем тем, чему благоволит Бог". Или ты скажешь, что это не так? Некий мирянин, возмущенный решением церковного Собора, написал в газете гневную статью, которую прочли архиереи, собрались и решение Собора переменили - бывает так? Мне кажется, нет.
Максим Исповедник - самый яркий пример такого условно мирянина, но собственно после каждого собора, объявленного впослествии еретическим, были и епископы и простые верующие, которые сразу отказывались принимать его решения и добивались пересмотра.
Из других на слуху могу привести Марка Эфесского, который буквально сделал бессмысленным Флорентийский собор.
Цитата:
Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!»
Собственно, если почитать деяния соборов, то легко выяснить, что они свои решения основывали в первую очередь на мнениях известных на тот момент отцов церкви и прочих святых.
Ну и существования кучи соборов, являвшихся формально вселенскими, но после отменённых и признанных еретическими - это факт.
Если же говорить о более мягких примерах, можно вспомнить разрешение апостольского собора на брак епископов и дальнейший запрет епископского брака
Апостольский собор:
Цитата:
И таков должен быть епископ: муж одной жены однобрачной, хорошо управляющий домом своим
Трулльский собор
Цитата:
Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению апостольскаго законоположения; но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный Апостол: вся во славу Божию творите: беспреткновени бывайте иудеем, и эллином и церкви Божией, яко же и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 10:31-33; 11:1). Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен (12-е Правило)
Ну то есть натуральный пример нашей дискуссии - общество изменилось, изменились и правила.
Не исключаю, что когда-нибудь практика изменится обратно.
Морган писал(а):
Но если считать божьими решениями те решения, что были приняты священноначалием на соборах - то ведь, как я понимаю, уже невозможно эти решения отменить (если сам собор признан как законный и правильный), верно?
СМ выше. Соборы не являются финальным критерием истины.