Часть 1. Три уровня реальности.Где-то я тут, в одной из соседних тем, писал, что боги в самом буквальном виде могут существовать в параллельной вселенной. Но это был длинный заход со стороны физики, при котором объективная реальность окружающего нас мира не подвергалась сомнению - хотя, вообще говоря, это совсем не так и окружающий мир обусловлен нашим восприятием (мы видим синюю табуретку потому, что так устроен наш воспринимающий аппарат; существо с другим воспринимающим аппаратом вполне могло бы увидеть зеленого крокодила или вообще что-то невообразимое, для чего у нас и слов-то нет).
Сейчас я еще раз хочу написать о том, почему и как в моей голове совмещаются креационизм (пусть не христианский, а языческий, но тем не менее) и естественнонаучная картина мира (в которой никаким богам места нет), эволюция и творение человека богами и т.д. Большую часть того, что я сейчас скажу - ранее уже говорил и писал, и не один раз, так что особой оригинальности не ждите, просто хочу еще раз разложить все по полочкам, а точнее - поговорить об одном очень хорошем сравнении, которое нам поможет - а именно, об ММО РПГ.
Сначала немного уточним термины. Окружающую нас реальность - ту, которую обычно называют "настоящим миром" или "объективной реальностью" (и которая не является ни тем, ни другим) - будем называть "земной реальностью". Все, что мы видим, слышим, чувствуем, с чем взаимодействуем в своей жизни, что можно измерить, взвесить, подвергнуть научному исследованию и т.д. - это все "земная реальность". Она не является настоящей/объективность, потому обусловлена нашим воспринимающим аппаратом. Если нечто можно увидеть бесчисленным множеством разных способов, и каждый из этих способов даст какой-то свой образ, то ни один из этих образов нельзя принять за настоящую истину, за настоящее, подлинное, объективное "нечто".
Понять, как же соотносится "настоящая реальность" и "земная реальность" может нам помочь не-настоящая реальность еще более низкого порядка, а именно - любой из виртуальных миров многопользовательских игр (ММО). По отношению к ММО наша "земная реальность" - куда более настоящая реальность, верно? Значит, оценив их соотношение, мы можем сделать кое-какие предположения о том, как могут соотноситься "земная реальность" и реальность "настоящая" (либо, как минимум, реальность более высокого порядка - ведь нельзя гарантировать, что "этаж", следущий за "земной реальностью", непременно будет последним). Реальностью первого порядка будем называть "настоящую" или более высокую, чем "земная"; реальностью второго порядка - "земную реальностью"; реальностью третьего порядка - реальность ММО и тому подобных игр.
Во-первых, инструментами внутриигровой реальности ММО принципиально нельзя установить, что обитающие в ММО персонажи живут в какой-то "ненастоящей" реальности. Играя в ММО, мы знаем что эта реальность ненастоящая только потому, что помним о настоящей (хотя при глубоком погружении можем забывать и об этом). Но если взять те инструменты иследования и действия, которые предлагает сама игра - передвижение персонажа, скилы, взаимодействие с НПС, крафт и т.д. - то этими инструментами принципиально нельзя докопаться, например, до программного кода. Мы все шире и шире будем исследовать мир игры (и это хорошо и полезно), но никогда с помощью данных инструментов не проникнем в его "глубину"; никогда - сколько бы очков мы не вкладывали в Dexterity или Intellect - не поймем, что окружащий нас мир Варкрафта или PW - виртуальный.
Во-вторых, для игрока - что заядлого, что отстраненного и лишь ненадолго вошедшего в виртуальный мир - нет противоречий между ЛОРом ММО и естественнонаучной картиной мира. Вменяемый человек понимает, что это совсем разные вещи. В WoW-е падший титан Саргерас строит козни против Азерота и его обитателей - такова действительность виртуального мира. Это никак не противоречит тому, что в "земной реальности" 2 млн лет назад по планете бегали австралопитеки. Это разные реальности - при том не параллельные, а одна более настоящая, более первичная, другая же менее настоящая, более зависимая, более простая и вторичная. И тут я подхожу к вопросу о том, как в моей голове сочетаются естественнонаучная картина мира и убежденность в том, что мир сотворен богами - то и другое относится к разным реальностям. Естественнонаучная картина земного мира - это тоже самое, что и ЛОР WoWа, только на порядок выше. Полезно изучать ЛОР WoWа, если в силу каких-то причин и обстоятельств вы вынуждены жить в WoWе и будете жить в нем еще лет 30 или 40. В "земной реальности" хорошо знать, что человек произошел от обезьяны, когда и как, это полезно также, как и в WoWе полезно знать, что Саргерас - это плохиш, стремящийся всем нагадить. Полезно понимать реальность, в которой существуешь. Но ни то, ни другое не является и не может являться настоящим, окончательным ответом - потому что ни та, ни другая реальность не являются настоящей, окончательной истиной, не являются объективной реальностью. Обе эти реальности - что "земная", что WoW - виртуальны, хотя и в разной степени.
Именно поэтому истории о богах с одной стороны, и естественнонаучная картина мира для меня вполне органичны и непротиворечивы. Боги и архетипы для меня - это реальность более высокого порядка, которая объемлет в себе множество реальностей более низкого, второго порядка, одной из которых является наш земной мир. Точно также, как и земная реальность содержит в себе множество реальностей третьего порядка (WoW, PW, ролевки, книги - тысячи и миллионы разных виртуальных миров). То, что человек произошел от обезьяны, а все существующее самоорганизовалось из хаотически блуждающих частиц после Большого Взрыва - это ЛОР земной реальности. Довольно странный, но, по-видимому, достоверный для нее самой (по крайней мере, в текущем патче - в предыдущих патчах ЛОР "земной реальности" был немного другим, включая в себя куда более странные штуки вроде эфира или теплорода).
Скептик на этом этапе может спросить - а с чего ты решил, что твои боги в частности и религия вообще, это реальность первого порядка (более высокая, чем "земная"), а не третьего? Может быть, религия была чем-то вроде WoWа или любой другой выдумки, на более раннем этапе развития человечества, когда еще не было компьютеров и прочих средств генерации виртуальных реальностей?
Вопрос справедливый. Чтобы ответить на него, снова придется вернуться к аналогии между "земной реальностью" и ММО, но уже не с точки зрения сходства, а их различия.
Когда новый игрок приходит в мир ММО, правильные ответы на все основные вопросы ему обычно предлагают сразу или почти сразу. Можно поговорить с НПС, который расскажет настоящую историю мира (настоящую для данного мира). В то же время, рождающийся в земной реальности человек таких правильных ответов получить не может. Он их ищет - веря на слово родителям, потом священнику или гуру, принимая свидетельства "старцев" или "отцов церкви" за непреложную истину - но увы, это не всезнающие НПС, а такие же игроки, передающие следующим поколениям совсем не истину, а только лишь свое мнение. Если у персонажа ММО обычно есть источники истинных ответов, то у живого человека в земной реальности - таких источников нет. Это первое важное отличие.
Второе важное я уже упоминал ранее - игроки ММО все же помнят о реальности более высокого порядка, и даже если погружаются в виртуальный мир очень глубоко, все же голод или резь в мочевом пузыре их время от времени вырывают из виртуального мира и вынуждают как-то действовать в "земной реальности", хотя бы только для того, чтобы что-нибудь пожрать или добежать до туалета. Аналогом "рези в мочевом пузыре" для земной реальности является экзистенциальный кризис. Т.е. мы вынуждено взаимодействуем с реальностью первого порядка тогда, когда наше представление о глобальном миропорядке разрушается. Этот процесс болезненен, неприятен, но он же дает почву для последующего роста.
Я не забыл о претензии со стороны "воображаемого скептика" относительно возможной путаницы между реальностями первого и третьего порядка, и плавно к нему перехожу.
Теперь, обозначив два основных отличия между ММО и "земной реальностью" представим, что создается виртуальная игра, входящие в которую теряют память. Также в этой игре нет всезнающих НПС с готовым истинным ЛОРом, который НПСы спешат поведать любому желающему. В этом случае ЛОР игрокам придется создавать самим, но КАКИМ будет этот ЛОР, по крайней мере поначалу, если они еще ничего не умеют,ничего не исследовали и ничего не помнят? Можно предполжить,что в этот ЛОР они неосознано принесут какие-то понятия из своей "предыдущей" ("земной) реальности. Да, они ничего не помнят (или почти ничего - у кого-то могут и быть смутные проблески памяти), но если человек в своей предыдущей жизни был, например, сантехников, и именно эта деятельность включала в себя все или почти все его интересы - то и лишенный памяти, он все равно будет склонен говорить и мыслить о трубах и канализации. Нужно лишь, чтобы что-то в новом мире его на такую мысль натолкнуло, послужило "триггером", который вызовет каскад если не воспоминаний, то поток "новых" (а на самом деле - хорошо забытых старых) идей и понятий. Профессиональный революционер будет думать (по крайней мере, будет склонен к этому) о мятежах, мошенник - об обмане и воровсте и т.д. Да, конечно, многие из оказавшихся в новом виртуальном мире раскроют себя совсем иначе, с неожиданных сторон, но в целом они все же будут склонны раскрыть себя так, как им привычно, пользоваться теми понятиями, которыми пользовались и раньше.
Вот почему я считаю, что мифология, как наиболее ранняя форма мысли содержит в себе отблеск "реальности первого порядка". Замечу отдельно, что она ранняя и исторически, и в плане личного роста - большинство детей начинают с того, что "оживляют" все подряд в окружающей их действительности, демонстрируя тем самым чистейший анимизм - одну из самых ранних ранних форм религиозно-мистического сознания. Конечно, мифология включает в себя очень много "виртуальности", элементов или целых реальности третьего порядка, миров не больших WoW или подобные современные миры. Но все же, создавая все эти миры, человек зачастую одновременно говорит и о том, к чему причастен изначально, по своей природе, что глубже и подлиннее "земной реальности". Мифы восходят к архетипическим персонам и ситуациям, и структура мифов народов, живущих очень далеко друг от друга, в изолированных культурных средах, может быть так похожа (пусть не вся структура целиком, но отдельные ее элементы или связки элементов). Вообще, я не хотел бы слишком углубляться в доказывание того, что реальность первого порядка отражена, пусть криво и косо, в нашей мифологии - исчерпывающие доказательства этому представить все равно невозможно, а достаточное обоснование для своих воззрения, по моему мнению, я привел. Как и всегда, я не ставлю своей целью убедить тех, кому высказанные выше мысли совершенно чужды, а показать дорожку тем, кто готов по ней пройти и, возможно, увидеть мир немного иначе, чем он виделся до сих пор.
Вообще, это все должно было быть чем-то вроде вступления к большому посту (даже, возможно, целой статье) про сравнительную мифологию, который давно хочу написать, но "вступление" очень затянулось и пост про сравнительную мифологию напишу как-нибудь в другой раз.