Lex писал(а):
Морган писал(а):
А ты не думаешь, что причина, может быть, в том, что мистика (любая) - штука насквозь "языческая"?
Ну, что значит языческая? Принадлежащая другим богам? Ну дык тогда должна быть и мистика "наша".
"Языческая" - не в смысле принадлежащая какой-то определенной политеистической традиции, а являющаяся таковой по своей сути.
И "ваша" мистика в этом смысле тоже "языческая".
Поясню на примере...
Хотя нет, прежде чем приводить примеры, давай подумаем над простым вопросом - как мы отличаем одного индивидуума от другого?
Чтобы не усложнять, исключим ситуацию обмана, когда кто-то пытается казаться тем, кем он не является.
Понятно, что если люди общаются постоянно и пользуются языком с более-менее устоявшимися значениями, они могут, даже не видя друг друга прямо, достаточно быстро определить - тот перед ними собеседник или кто-то другой (ситуацию намеренного мастерского обмана, повторюсь, исключаем).
Но отношения человек-божество явно из другой оперы. Полноценная встреча - штука редкая, общего языка с устоявшимися значениями нет (хотя в каждой традиции его и пытаются выработать).
Так как же человеку узнать "своего" бога? Вот в соседней традиции поклоняются какому-то богу - это какой-то другой бог или мой, но показавший себя с другой, незнакомой мне стороны и в ином культурном окружении? (люди в разной ситуации могут быть разными. Почему по-разному не могут проявлять себя боги?)
У богов разные имена - но и одного и того же человека могут называть разными именами.
У богов разная история происхождения - но очевидно же, что во всех этих историях выдумки не меньше, чем в любых слухах о чем-либо, что массе людей в точности не известно, но при этом - очень интересно. Эти слухи могут опираться на факты, но так их переворачивают, окутывают столькими дополнительными подробностями, что первоначальную картину уже и не узнать.
На мой взгляд - функции и характер божеств позволяют их индефицировать наиболее точно. Т.е. этот метод и близко не дает 100%-й гарантии, но это лучшее, что есть.
Теперь - обещанный пример. Автор фильма говорит о сходстве Богоматери и Астарты. Как он это интерпретирует и для чего использует - на его совести, но сам факт сходства не он придумал и не он первый заметил.
Вот статья про Астарту
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%F2%E0%F0%F2%E0Сходство функций, характера, а где-то и истории - заметно.
И ведь действительно, то почитание, которое оказывается матери Христа - плохо укладывается в рамки христианства. Я не говорю, что оно христианству противоречит - нет: но оно придает чрезвычайную значимость тому, что не имеет обоснования в учении. Вернее, даже не так: само почитание Богоматери имеет обоснование, но то,
как, она почитается, на какую высоту возносится - нет. Ни апостолы, ни Христос нигде не говорят, что она стала или станет "Небесной Царицой". Культ возникает по прошествии столетий, и не в результате какого-то откровения о положении Марии на небе, а идет от низов - от тех самых народных масс, которые еще вчера почитали Юнону и Астарту.
Сейчас, конечно, для православия/католичества почитание Богородицы/Девы Марии - нечто уже само собой разумеющееся.
А теперь смотри - если вдруг в какой-то момент ваша религия изменит курс (невероятно, конечно, но предположим) и признает возможность здоровой мистики за пределами христианства - что тогда будет?
Тогда среди прочих неудобных вопросов встанет в том числе и такой: а, быть может, верующий, молящийся Богоматери и человек древности, молившийся Астарте - на самом деле, возносят свои молитвы одному и тому же божеству? Божеству, которое оделось в новую религию так же, как человек одевается в новую одежду?
И это будут не отдельные нападки сумасшедших, обвиняющих церковь в связях с масонами, а проблема, обсуждаемая внутри христианства и самими христианами. И чем беспристрастнее будет это обсуждение, тем больше расколов оно породит.
Но, конечно, этого не будет. Никогда официально и широко не будет признана твоими единоверцами чужая мистика хоть в какой-то мере здоровой. Потому что они - кто инстинктивно, а кто и полусознательно - чуют, чем дело пахнет.