Lex писал(а):
Морган писал(а):
Не совсем понял:
Ты не видишь большой разницы в христианском и языческом подходе?
Или ты не видишь разницы между моими и твоими воззрениями насчет этого (потому что я-то считаю, что разница в христианском и языческом подходе довольно значительна)?
Не вижу разницы между тем, как я воспринимаю христианский подход и ты описываешь языческий.
Ветер не создает лодку и не указывает людям, куда плыть.
В то же время, в христианстве Христос прямо говорит о том, что создает Церковь, в христианском учении Церковь называется "телом Христовым" и пр.
Цитата:
Морган писал(а):
Да, в какой-то мере, подталкивает в определенном направлении, если в целом канал настроен правильно.
Сейчас еще попробую аналогию подходящую подобрать для описания этого влияния.
Язычество: божество - это ветер. Если люди правильно (сами, все сами) сделали лодку и установили парус как нужно, то ветер будет толкать лодку в определенном направлении. Судно неидеально, изначально это просто корыто, но люди последовательно его совершенствуют и в результате создается что-то более-менее пригодное для плавания.
Христианство: божество - это владелец судна, капитан судна, конструктор судна, а также все виды инспекций, контролирующих все этапы постройки судна. Судно идеально, система управления им идеальна (по крайней мере, все в это верят - "тело Христово" же), всеведущий и всемогущий владелец/капитан постоянно руководит им, не смыкая глаз и все проблемы происходят только от того, что пьяные кочегары почему-то систематически забивают на свои обязанности и паровые котлы взрываются (при этом капитан все про кочегаров знает, но почему-то относится снисходительно к их поступкам).
Не, я понимаю, откуда взялось такое видение христианства, но вообще оно для меня звучит как то странно. Можешь вообще указать, что у нас в христианстве не поменялось за две тысячи лет?
У вас изменения все основные были на раннем этапе. Но чем дальше - тем больше страха перед любыми возможными измениями. Сейчас же немыслимо и представить, что вообще что-то изменится в догматике.
Цитата:
Не, конечно есть люди, которые за двуперстие убиться готовы, но вообще их обычно называют старообрядцами.
Кстати, я когда-то читал аргументацию старообрядцев, и она мне показалась довольно взвешенной - т.е. там-то как раз люди не просто за форму бились, а за суть (по крайней мере, так это видел автор прочитанного мной текста - к сожалению, имени его сейчас не вспомню). Но даже если считать старообрядцев закорузлыми формалистами - то официальная церковь, которая их преследовала, по этой логике является формалистом в какой-то запредельной степени (готовность умереть "за единый Аз" далеко не так безумна, как готовность убивать "за единый Аз").
Но дело не в этом. Сами по себе изменения - это не хорошо и не плохо. Собственно, в случае того раскола никаких содержательных изменений, в общем-то и не было. Просто если Христос "глава Церкви",а Церковь - "тело Христово", непринятие каких-либо изменений, тем более содержательных - оно вполне естественно. Ведь действительно, если Христос сам лично, всеведущий и всемогущий, создал Церковь, постоянно ее поддерживает, управляет ею - с чего бы это "я" буду что-то менять? Разве "я" умнее/лучше Христа? Вот как рассуждает правильный христианин (и неважно, проговаривает он это про себя или нет). Нет смысла что-либо менять, если все и так идеально устроено, а идеально все устроено потому, что Церковь устроил Бог. Логично же.