Мир писал(а):
Морган писал(а):
Еврейские погромны с тобой не согласились бы.
Ложить на религию болт могли в высшем свете, а на практике, в обычной жизни обычные люди регулярно устраивали разного рода резню отнюдь не по сословному, а по национально-религиозному признаку. Католики и протестанты, христиане и мусульмане, евреев третировали вообще все.... Нет, конечно - было немало случаев и периодов, когда жили вполне мирно, но и примеров, когда что-то вспыхивало и начиналось - также вагон и маленькая тележка.
В нашем средневековье аналогов эльфов сапковского действительно нет, но сама национально/религиозная/культурная вражда для средневековья вполне обыденна (даже при том, что нации в современно понимании этого слова тогда еще не сложились).
У евреев проблема была не в религии или культурных особенностях, а в деньгах. Как только местным правителям нужно было срочно и быстро поднять много бабла, для обеспечения текущих расходов - вооружённые люди тут же приходили в еврейский квартал и устраивали погром.
Впрочем, когда под боком не было евреев - они просто грабили горожан, из-за чего горожане устраивали коммунальные революции и всеми силами из под власти феодалов пытались вырваться.
1) если перейти от фантазий к фактам, то реальная картина будет выглядеть примерно так -https://grimnir74.livejournal.com/6385319.html
Примеры чистого грабежа со стороны властей есть, и их немало - однако религиозный / национальный мотив в преследовании звучит чаще.
Цитата из книги
уже в девятом веке епископ города Лиона Агобард писал‚ обращаясь к королю: "Недостойно для нашей веры‚ чтобы сыны света навлекали на себя тень общением с сынами тьмы. Непристойно‚ чтобы церковь Христова‚ которая должна вступить в объятия своего небесного супруга без пятен и морщин‚ была обезображена прикосновением грязной‚ ветхой‚ отверженной синагоги... Пусть же они (евреи) будут прокляты в городе и в поле‚ у входа и у выхода‚ пусть будет проклят плод их внутренностей".
|
Цитата из книги
Карл VI созвал народное собрание‚ и на нем решили‚ чтобы "евреи и ростовщики были изгнаны из города". Этого оказалось достаточно‚ чтобы устроить погром в Париже: четыре дня подряд чернь грабила‚ жгла‚ убивала; детей вырывали из рук матерей и насильно крестили.
|
Цитата из книги
В день коронации Ричарда Львиное Сердце прошли погромы во многих городах Англии‚ и было множество убитых. В городе Йорке евреи заперлись в королевской крепости на краю города; монахи подстрекали нападавших‚ и осажденным оставались два выхода: креститься или погибнуть от голода‚ потому что в крепости почти не было запасов пищи. Рабби Йом Тов убедил евреев убить друг друга и тем самым избавиться от мучений.
|
Цитата из книги
Из века в век борьба церкви против евреев всё более усиливалась. Церковные авторитеты требовали унижать‚ угнетать и притеснять евреев всеми возможными способами‚ чтобы заставить их принять крещение. Угнетенное еврейство было‚ по их мнению‚ лучшим доказательством истинности христианства‚ к которому‚ как они утверждали‚ перешло прежнее величие Израиля. Не случайно один из вдохновителей крестовых походов писал королю Франции: "Я не требую‚ чтобы этих людей‚ над которыми тяготеет проклятие‚ предавали смерти‚ ибо сказано в Писании: не убивай! Бог не хочет‚ чтобы их искоренили‚ а только чтобы они‚ подобно братоубийце Каину‚ продолжали существовать для великих мук и для великого позора‚ так‚ чтобы жизнь была им горше смерти. Они зависимы‚ жалки‚ придавлены‚ боязливы – и должны оставаться такими‚ пока не обратятся на путь спасения!"
|
Цитата из книги
Весной 1096 года двадцать три еврея были убиты в городе Меце. В мае того же года одиннадцать евреев‚ отказавшихся креститься‚ были убиты в Шпейере. Хотели истребить всю общину‚ но местный епископ выслал своих людей‚ разогнал шайку‚ а некоторым убийцам велел отрубить руки. В городе Вормсе после вооруженного сопротивления погибли все евреи города‚ кроме насильно крещенных и тех‚ кто успел спрятаться у епископа. Некий Шмарья‚ отказавшийся креститься‚ был заживо зарыт в землю вместе со своей семьей при радостных криках толпы.
|
и т.д.
То есть, религиозная нетерпимость очень сильно подогревала настроения толпы, и если власть имущие под предлогом "защиты веры" евреев просто грабили (хотя чаще - просто облагали гигантскими налогами, гарантируя таким образом защиту), то толпа - как только чувствовала, что "можно" - тупо убивала/издевалась.
Не надо писать, что в средние века угрозу для евреев представляла только знать и только по причине денежного интереса - это совершенно не так. Знать столь же часто защищала евреев, как и грабила - но со знатью по крайней мере можно было договориться в большинстве случаев или откупиться. С толпой, подогреваемой религиозными фанатиками, договориться было невозможно.
Цитата:
На мой взгляд, то, что рисует Сапковский, это вражда совсем НЕ средневековая, а больше похожая на Новое Время, с его загонами на тему расизма/национализма и т.д. Средневековье оно крайне корпоративно, и ты либо член какой-то корпорации, либо нет. Ты либо горожанин, такой же как и все, с полным списком обязанностей и прав, либо ты в городе просто не живёшь. Ты либо феодал со всеми проблемами в виде непрекращающейся резни всех со всеми, а также кучей привилегий, особым статусом, либо нет.
нет, ты очень упрощаешь. Средневековье сложнее. По корпоративность - верное замечание, но выводы ты из этого делаешь неверные и обобщения делаешь слишком большие. Горожане ощущали себя единым целым в случае глобальных каких-то дел (в случае войны, которая угрожала всем; в случае торговых отношений с другими городами; также в случае отношений с разными феодалами и пр.), но внутри города все разваливалось на сложную систему более мелких групп. Тебя ведь не удивляет ситуация, когда молодежь одной деревни идет "махаться" (нередко - до серьезных травм) с парнями из другой деревни? В средневековых городах могло быть тоже самое, только на уровне улиц/районов. Гильдии соперничали друг с другом разными способами, доходило и до драк. Национальность/религия в таких условиях - это тоже группа/корпорация, при том степень чуждости гораздо выше, чем в случае "пацана с другова района".
И хотя современные нации в эпоху Средневековья еще не оформились - ксенофобия существовала, и национальные различия становились таким же пространством для ее проявления, как и в более позднее время (в более позднее время это все не появилось из "ниоткуда" - оно и раньше существовало, только в немного иных формах и еще не оформилось в виде идеологии). А уж о преследованиях из-за религиозных различий и говорить не приходится.
=====================================
Цитата:
Цитата:
по факту - да. И прекрасно они себя в лесах при этом чувствовали.
фановская вики говорит о том, что жилось в этих лесах крайне хренова.
в условиях постоянного преследования - да.
а без этого - не очень понятно, чего им там себя хреново чувствовать, если даже люди, привыкнув к лесу, прекрасно могут там жить всю жизнь. Без роскоши - да, но все необходимое будет.
Цитата:
Они потому и партизанили, что жрать было нечего. Ты можешь поддерживать более-менее приятную жизнь в лесу, при условии, что рядом есть десять деревень, которые ты можешь с завидной регулярностью грабить, отбирая еду, оружие, ткани и всё, что нужно. Но как только вы делать перестанете - жить тут же станет очень плохой и унылой.
ну посмотри на ютубе ролики, как люди обустраиваются в лесу и живут там. Ничего ужасного. И унывать некогда.
И это в современном мире, когда леса опустели. А средневековье там изобилие дичи было.