Поиграл немного в "Черную книгу", забираю свои негативные слова назад. Отличная игра, с интереснейшим сюжетом и воспроизведением атмосферы русской глубинки 19 века. Есть некоторые анахронизмы типа слова "артефакт", но простим такие мелочи. Мой изначальный негатив был направлен на определенную систему идей, которую разработчики не изобрели, а старательно воспроизвели. Язычник одушевляет окружающий мир, усматривая в нем огромное множество невидимых существ - добрых, злых, но чаще нейтральных (злых или добрых в зависимости от обстоятельств). Христианство как могло боролось с язычниками и колдунами; в пропагандистских целях было объявлено, что все эти духи природы - демоны и бесы. У людей не было альтернативных источников информации (приемственность жрецов-язычников прервана, колдуны тоже были вынуждены прятаться по углам) и за века христианского управления получилось, что все поверили пропаганде. Но без колдунов обойтись невозможно, особенно в условиях отсутствующей медицины - именно колдун/знахарь лечит людей и животных, заговаривает зубы (в прямом смысле этого слова - читает заговоры, чтобы зубы не болели), знает приметы и потому успешно предсказывает и т.д. и т.п. - даже если в деревне есть храм, священник НЕ МОЖЕТ заменить знахаря.* В итоге получается так, что даже и многие колдуны - выходцы из общества, уверенного, что магия от демонов - начинают верить в то же самое, и оказываются ВЫНУЖДЕНЫ связывать свою деятельность с сатаной (т.к. им внушили до этого, что магия без сатаны и бесов невозможна). Вдумайтесь: христианская пропаганда не уничтожила колдовство на Руси, но привела к тому, что колдовство сместилось в темную сторону, т.к. новые колдуны, в условиях крайне ограниченного доступа к информации, и сами начинали верить, что им без бесов не обойтись. Христианство привело к тому, что весь окружающий мир оказался заселен бесами/демонами, таким его стали видеть. За тысячу лет доминации на Руси христианство сделало невидимый мир, окружающий человека, крайне душным и негативным, а самого человека - донельзя суеверным. Игра это все показывает в достаточно интересном ключе, но в реальности это все было куда хуже и мракобеснее. В общем, повторюсь, сама игра отличная, но отвратителен мир суеверного человека, выращенного тысячелетним правлением христианства - а этот мир игра и показывает.
* В игре, кстати, эта невозможность заменить колдуна показана еще более выпукло, когда к колдунье-ГГ приходит сельский батюшка с какими-то просьбами по усмирению нечистой силы. Вообще, от этого двоеверия корежить должно не только меня-язычника (из-за клеветы христиан, утверждающих, что природные духи - это демоны), но и самих христиан, т.к. слуге "всемогущего Бога", по их вере, было бы крайне зазорно обращаться за какой-либо магической помощью к колдунье, чья сила, как они сами постоянно повторяют - от бесов.
|