Ну что, поиграл я в "Detroit become human". Игру некоторое время назад позиционировали как крутую и навороченную, и сама она себя так ставит (пафосно сообщает, что это не просто игра, а недалекое будущее, загрузочный экран пытается имитировать общающегося с игроком андроида и т.д.), поэтому хочу сказать по поводу этой игры пару слов. Если совсем коротко, то это говнище. Почему? Рассмотрим 3 основных аспекта: а) графику, б) игромеханику, в) сюжет.
Графика крутая, спору нет. Но кого в современных играх этим удивишь? Так что этот пункт на самом деле ничего особенного из себя не представляет. В игру человек играет не из-за графики (от графики ждут, чтобы она просто не раздражала глаза).
В плане игровой механики игра - это сочная, крупная, ядреная фекалия. Во-первых, отдельную премию альтернативно одареных надо дать тому, кто придумал в игре, ориентированной на сюжет сделать ограничение по времени при выборе вариантов ответов. Т.е. ты не успеваешь толком прочесть и подумать, что значит каждый из предложенных вариантов - а время уже заканчивается и надо тыкать хоть на что-нибудь. Во-вторых, собственно основная игромеханика состоит в том, что надо быстро кликать на кнопочки, названия которых появляются на экране. И все! Никакой вариативности в действиях игромеханика не предполагает. Хорошая реакция - молодец, вовремя прокликал, плохая реакция - герою надавали по щам, но по сути это ничего не изменило, сюжет все равно поехал дальше.
Ну, и наконец сюжет. Игра сюжетно-ориентированная, по сути интерактивная книга, так что по идее на убогую, просто нулевую игромеханику можно было бы закрыть глаза. И вроде бы мир хорошо продуман и сюжет должен впечатлить, особенно с учетом огромного количества развилок и возможных выборов, но меня все это совсем не впечатлило. Во-первых, пафос игры "смотрите, именно так будет в недалеком будущем". Нет, ТАК не будет. Якобы продуманный мир имеет огромную кучу смысловых дыр (вроде непонятно откуда берущихся эмоций у андроидов). Андроиды СЛИШКОМ очеловечены, при том непонятно с чего бы это. Машинный разум, если он возникнет когда-нибудь, точно будет иным. Во-вторых, чертова политкорректность. Куда уж без нее. Все злодеи в фильме - это обязательно БЕЛЫЕ мужчины. Я не говорю про убийц или преступников, потому что там есть негры-убийцы (андроиды), но они вызывают (или призваны вызывать) скорее сострадание, т.к. убили не со зла, а в силу каких-то причин и обстоятельств (хозяин бил чернокожего андроида, андроид в какой-то момент взбунтовался и начал защищаться - вполне нормальная причина для убийства, убийца - не злодей). Злодеем можно считать только того, кто делает исключительно плохие вещи и не вызывает (не должен вызывать сочуствие). Например, отец девочки Алисы, который регулярно избивает дочь, и поэтому его можно убить, и это подается как правильное действие - белый мужчина около 40 лет. Псих-экспериментатор, который едва не стирает Кэру, хочет убить Алису и вообще всячески издевается над бедными андроидами - белый мужчина около 40 лет. Маньяк-андроид, показанный в обучении (ему, конечно, можно и посочувствовать, но вообще он явно перешел границу, убив родителей ребенка и взяв ребенка в заложники) - белый мужчина 20 лет. Жестокий коп, который постоянно задирает Коннора - белый мужчина около 30 лет. И так далее. Я сейчас, подчеркиваю, говорю про тех, кто принципиально не вызывает никакой симпатии, и кого можно и даже нужно убивать в игре. Но есть ли хоть одна злодейка женщина? Нет. Хоть один злодей-негр? Нет. Женщины и негры могут либо положительными персонажами, либо нейтральными, а отвратительными злодеями могут быть только белые мужчины. И это ведь не единственная игра (и шире - не единственное художественное произведение) такого рода. Внимание, вопрос: игра пытается "выжать" из меня сострадание, но кому я, белый мужчина 40 лет (30, 20 - неважно) должен тут сострадать? В-третьих вытекает из первых двух пунктов (непродуманности мира и набивших оскомину политкорректных стереотипах, которые оборачиваются все тем же расизмом, только уже против белых): а почему, исходя из чего мы должы считать жизнь андроида ценностью в рамках этой игры? Если сознание разложено по полочкам, если оно целиком и полностью обусловлено и эта обусловленность уже ясна и понятна (поэтому и клепают миллионы искусственных разумов на тамошних заводах) - то с чего такое сознание будет представлять ценность большую, чем кусок программного кода? В игре показано "оживление" андроидов как нечто чудесное (как будто бы внезапно в подчиняющийся механизм вселяется душа), но на самом деле никаких чудес правила того мира не предполагают, а значит и субъективный мир андроидов - это лишь имитация, не более. По крайней мере, так должно быть по логике игры, но в игре нет логики: с одной стороны ожившие андроиды позиционируются как якобы имеющие безуловную ценность, а с другой - вообще непонятно, с чего бы так. Четвертое. Жуткие смысловые дыры. Зачем вообще "Киберлайф" дает возможность андроидам испытывать эмоции? Т.е. вот у нас есть программный код. Эта часть отвечает за интеллект, эта за поведение, эта за движения, эта за эмоции - ЗАЧЕМ вставлять в андроидов эмоциональный блок в принципе? А если уж зачем-то вставили, при том во всех, то чему удивляться, что они вдруг "ожили"? Пятое. Ладно, если уж вставили эмоциональный блок или этот блок каким-то неведомым чудом сам завелся - почему он у всех одинаковый? Все андроиды за все прекрасное-доброе-вечное против всего злого и нехорошего. Но откуда вндроид вообще узнает, что такое хорошо и что плохо (в случае, если его программа уже оказалась нарушенной)? Т.е. вот взять ту же Кару: почему она начинает помогать девочке, защищает ее от отца, а не наоборот? Как андроид определит, кому из людей надо помогать? Почему обязательно слабым и несчастным, а не сильным и злым? Но программа у девиантов почему-то всегда, раз за разом, без исключений ломается ровно в одну и ту же сторону. Шестое (связанное с пятым). Если субъективно позитивное или негативное отношение к происходящему зачем-то вообще нужно андроидам, то почему "Киберлайф" не встроит в андроидов правильные реакции? Например, одна из девиатов -проститутка, которая убивает клиента, т.к. опасается, что он может убить ее. Но почему вместо этого "Киберлайф" не встроила ей такую систему реакции, при которой андроид-проститутка будет испытывать наслаждение от избиений и разрушений, учиняемых в отношении нее клиентом? И такого рода дыр очень много. Седьмое. Девианты в какой-то момент устраивают погром в городе - точь-в-точь по образцу BLM-щиков и прочей шелупони, при том игрок действует от лица девиантов, творит это все, показывает пример. Я понимаю, что эта игра, но блин, чему учит эта игра? Одобряет и показывает, что погромы - это путь к свободе, дает попробовать себя в роли погромщиков. Вы можете сказать -чего это я морализаторствую, почти все игры "учат" убивать? Нет, не все. В подавляющем большинстве игр реальность слишком далека от нашей, а в "detroit become human", конкретно в сцене с погромом площади все сделано очень натурально. Но главное в том, что игроку (особенно еще незрелому) внушается мысль, это и есть "путь к свободе" (не атака на конкретных угнетателей, а просто погром всего и вся). Можно и дальше продолжать, но уже надоело. Отдельно выбесило то, что после игры нельзя выключить титры и вообще игру в целом, а титры все идут, идут и идут (приходится сворачивать игру, залезать в диспетчер задач и там вырубать игру вручную). Это хорошо показывает уровень неуважения создателей игры к игрокам. В общем, игра оставила после себя крайне неприятное послевкусие.
|