Андрей Смирнов
https://a-smirnov.ru/forum/

Вопросы общей теории, традиции, представлений
https://a-smirnov.ru/forum/viewtopic.php?f=9&t=2340
Страница 8 из 10

Автор:  Lex [ 30 авг 2021, 03:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Цекида
Оффтоп

Автор:  Морган [ 30 авг 2021, 09:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Drake писал(а):
Я бы сказал, что на этих иллюстрациях различается в первую очередь не структура, а качество исполнения и уход :) То есть структура тоже различается, но как будто меньше, чем просто уровень качества.

можно и так сказать :yes:

Цитата:
И на первой картинке не бездарь? :jokingly:

неразвивавшийся в магическом направлении цекида - это Бездарь и есть :pardon:

Автор:  Efone [ 30 авг 2021, 09:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

А как далеко возможно развиться следуя принципу развития Дара больше мощи, меньше контроля? Используя предложенную выше аналогию, это автомобиль-ракета, сверхзвуковой автомобиль.
И наоборот, можно ли прикладывать все силы для усложнения, и только потом концентрироваться на увеличении пропускной способности энергетических каналов?

Автор:  Морган [ 30 авг 2021, 09:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Efone писал(а):
А как далеко возможно развиться следуя принципу развития Дара больше мощи, меньше контроля? Используя предложенную выше аналогию, это автомобиль-ракета, сверхзвуковой автомобиль.
И наоборот, можно ли прикладывать все силы для усложнения, и только потом концентрироваться на увеличении пропускной способности энергетических каналов?

оба варианта возможны.

Автор:  Fenrier [ 18 сен 2021, 14:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Хочу спросить по поводу экзотических стилей магии в Хеллаэнской вселенной.

(1) А как с использованием вместо чистых Форм физических поражающих элементов? Я понимаю, что на достаточно высоком уровне условные пули, разогнанные Движущимся Свинцом, не котируются — но хорошо зачарованное лезвие кажется не менее эффективным инструментом (Дэвид не даст соврать), чем чистые формы, а держать его в руках, а не магией, совсем не обязательно.

(2) Гадания (если не считать уровень ВВ — там я помню ту отравительницу-сновидицу из Кильбрена с весьма эффективным гадательным волшебством) имеют смысл? Они настолько "шарлатанские", что единственный в классической школе способность как-то узнать будущее — астрология? Оффтоп

Автор:  Морган [ 18 сен 2021, 14:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Fenrier писал(а):
Хочу спросить по поводу экзотических стилей магии в Хеллаэнской вселенной.

(1) А как с использованием вместо чистых Форм физических поражающих элементов? Я понимаю, что на достаточно высоком уровне условные пули, разогнанные Движущимся Свинцом, не котируются — но хорошо зачарованное лезвие кажется не менее эффективным инструментом (Дэвид не даст соврать), чем чистые формы, а держать его в руках, а не магией, совсем не обязательно.

Смотря о каких "физических поражающих элементах" идет речь. Усиленное магией холодное оружие широко распространено. Метательное - гораздо реже встречается, но тоже иногда встречается.

Цитата:
(2) Гадания (если не считать уровень ВВ — там я помню ту отравительницу-сновидицу из Кильбрена с весьма эффективным гадательным волшебством) имеют смысл? Они настолько "шарлатанские", что единственный в классической школе способность как-то узнать будущее — астрология?

Игромеханически крайне сложно это обеспечить в приемлимом виде, так что возможности предсказаний урезаны практически до нуля (в т.ч. астрология такого не дает, ее предсказания благоприятных периодов основаны на расчетах, а не виденье будущего). Но, с другой стороны обитатели миров об этом "не знают" и многие верят предсказаниям. Это может иметь смысл для отыгрывания роли, но не имеет смысла как серьезное направление развития персонажа.

Цитата:
Ясновидение, по описанию, скорее похоже на расширение возможностей Ока географически.

да, здесь ясновиденье - это чаще "далековиденье". Расширение, как правило, обычного зрения, а не Ока.

Автор:  Valmit [ 18 сен 2021, 14:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Цитата:
Смотря о каких "физических поражающих элементах" идет речь. Усиленное магией холодное оружие широко распространено. Метательное - гораздо реже встречается, но тоже иногда встречается.

А что насчет летающих (телекинетически управляемых) мечей, как в китайском фентези?

Автор:  Морган [ 18 сен 2021, 14:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Valmit писал(а):
Цитата:
Смотря о каких "физических поражающих элементах" идет речь. Усиленное магией холодное оружие широко распространено. Метательное - гораздо реже встречается, но тоже иногда встречается.

А что насчет летающих (телекинетически управляемых) мечей, как в китайском фентези?

в каких-то мирах - все может быть, но Хеллаэне и сателлитных мирах это имеет обычно мало смысла:
- если это обычный меч, он не сможет нанести большого урона, да и в управлении магией он будет более медлительным, чем в руках;
- если это крутой промагиченный меч, то могут возникнуть сложности в управлении и он будет менее эффективен, чем обычный промагиченный не летающий (в летающем придется использовать Тальдеар 3 ур. или выше - 1 слой будет боевым, 2 отвечает за энергию и свойства полета, 3 - за восприятие команд и управление... в то время как аналогичный меч у врага, где все три уровня Тальдеара боевые, будет гораздо мощнее).

Автор:  Fenrier [ 18 сен 2021, 15:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Морган писал(а):
- если это крутой промагиченный меч, то могут возникнуть сложности в управлении и он будет менее эффективен, чем обычный промагиченный не летающий (в летающем придется использовать Тальдеар 3 ур. или выше - 1 слой будет боевым, 2 отвечает за энергию и свойства полета, 3 - за восприятие команд и управление... в то время как аналогичный меч у врага, где все три уровня Тальдеара боевые, будет гораздо мощнее).

Валмит угадал, о чем я.

Я думал скорее о ритуально связанном с хозяином артефакте (чтобы облегчить управление), направляемом Движением Стального Клинка и полностью заточенном на разрушение защиты.

С учетом того, что в артефакт (даже на один слой тальдеара) можно вложить ощутимо больше усилий, чем в заклинание боевой магии — ударить им может быть куда выгоднее, чем чистыми Формами.

Морган писал(а):
Игромеханически крайне сложно это обеспечить в приемлимом виде, так что возможности предсказаний урезаны практически до нуля (в т.ч. астрология такого не дает, ее предсказания благоприятных периодов основаны на расчетах, а не виденье будущего). Но, с другой стороны обитатели миров об этом "не знают" и многие верят предсказаниям. Это может иметь смысл для отыгрывания роли, но не имеет смысла как серьезное направление развития персонажа.

Ну, я скорее не в ключе ролевки, а вообще (в обоих случаях). Странно, что гадание, очень традиционная магическая дисциплина, почти не представлена в мире. Возможно, наличие Обладающих, способных произвольно менять будущее, портит всю малину гадателям.

Когда я представляю магически развитый мир, противостояние предсказателей, гадателей и ясновидящих мне кажется не менее важной штукой, чем в нашем мире компьютерная безопасность. А тут только информационная магия (направленная исключительно назад) и астрология.

Автор:  Морган [ 18 сен 2021, 15:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Fenrier писал(а):
Морган писал(а):
- если это крутой промагиченный меч, то могут возникнуть сложности в управлении и он будет менее эффективен, чем обычный промагиченный не летающий (в летающем придется использовать Тальдеар 3 ур. или выше - 1 слой будет боевым, 2 отвечает за энергию и свойства полета, 3 - за восприятие команд и управление... в то время как аналогичный меч у врага, где все три уровня Тальдеара боевые, будет гораздо мощнее).

Валмит угадал, о чем я.

Я думал скорее о ритуально связанном с хозяином артефакте (чтобы облегчить управление), направляемом Движением Стального Клинка и полностью заточенном на разрушение защиты.

С учетом того, что в артефакт (даже на один слой тальдеара) можно вложить ощутимо больше усилий, чем в заклинание боевой магии — ударить им может быть куда выгоднее, чем чистыми Формами.

Но менее выгодно, чем таким же промагиченным мечом вручную.
Впрочем, как вариант - почему нет? Делайте, пробуйте, используйте. :unknown:

Цитата:
Морган писал(а):
Игромеханически крайне сложно это обеспечить в приемлимом виде, так что возможности предсказаний урезаны практически до нуля (в т.ч. астрология такого не дает, ее предсказания благоприятных периодов основаны на расчетах, а не виденье будущего). Но, с другой стороны обитатели миров об этом "не знают" и многие верят предсказаниям. Это может иметь смысл для отыгрывания роли, но не имеет смысла как серьезное направление развития персонажа.

Ну, я скорее не в ключе ролевки, а вообще (в обоих случаях). Странно, что гадание, очень традиционная магическая дисциплина, почти не представлена в мире. Возможно, наличие Обладающих, способных произвольно менять будущее, портит всю малину гадателям.

предполагается, что все могут менять будущее :unknown:
Цитата:
Когда я представляю магически развитый мир, противостояние предсказателей, гадателей и ясновидящих мне кажется не менее важной штукой, чем в нашем мире компьютерная безопасность.

Это в случае, если будущее детерменировано. А если нет, то нет.

Автор:  Fenrier [ 18 сен 2021, 15:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Морган писал(а):
Но менее выгодно, чем таким же промагиченным мечом вручную.

А имеет смысл сравнивать? Для "вручную" нужно еще добежать к врагу (и иметь три дополнительных прокачанных характеристики).

Это путь для заклинателей, а не воинов. Дороже, чем бросаться чистыми Формами — но, если в артефакт можно вложить больше УК, чем в боевую магию (а пока это однозначно так), это может иметь смысл. Летающие стрелы и мечи, защищающие своего хозяина щиты, управляемые марионетки...

А на более высоком уровне получаются маги типа Мэндора с его колдовскими костями из Хроник Амбера.

Морган писал(а):
Впрочем, как вариант - почему нет? Делайте, пробуйте, используйте.

Аулир — возможно, попробую. Не уверен, что он вот так, с бухты-барахты, может придти к такой идее.

Скорее, речь о НПЦ и возможности добавить разнообразия и перчинки в магическое общество из двух специализаций :)

Морган писал(а):
предполагается, что все могут менять будущее

Вроде бы только Обладающие в Пределе Сил полностью свободны от внешних влияний и, соответственно, могут изменять будущее в принципе непредсказуемо.

Морган писал(а):
Это в случае, если будущее детерменировано. А если нет, то нет.

Яльма Ита-Берайни? :unknown:

Автор:  Drake [ 18 сен 2021, 23:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

По-моему у Мэндора были шары?
И я бы сказал, что это у него были не артефакты, а атрибут, форма выражения личной силы, скрэ может быть.

Автор:  Морган [ 19 сен 2021, 03:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Цитата:
А имеет смысл сравнивать? Для "вручную" нужно еще добежать к врагу (и иметь три дополнительных прокачанных характеристики).

на низком уровне нормальный артефакт не сделать,
на среднем уровне расстояние до цели можно сократить довольно быстро - бафами на скорость или телепортом.

Цитата:
Это путь для заклинателей, а не воинов. Дороже, чем бросаться чистыми Формами — но, если в артефакт можно вложить больше УК, чем в боевую магию (а пока это однозначно так), это может иметь смысл. Летающие стрелы и мечи, защищающие своего хозяина щиты, управляемые марионетки...

может быть, где-то это и имеет место, но это не мейнстрим.
по сути, это такая разновидность саммонинга получается - только управляешь не демонами, а артефактами.

Цитата:
Скорее, речь о НПЦ

Я таких вещей для этого мира не вижу в массовом порядке. В частном порядке - некоторые метательное оружие используют (зачем превращать меч в метательное, если можно просто использовать метательное?), у других есть ВВ с эффектами "летающих мечей", еще в духе оружия можно аналогичные скилы взять.
Цитата:
Цитата:
предполагается, что все могут менять будущее

Вроде бы только Обладающие в Пределе Сил полностью свободны от внешних влияний и, соответственно, могут изменять будущее в принципе непредсказуемо.

а) Обладающие в Пределе Силы не свободны от, а переживают все возможные влияния как свои собственные. У них максимальная власть, а вот со свободой сложнее.
б) между полной свободой и полной несвободой есть много промежуточных стадий. Процент недетерменированности в решениях человека ниже, чем в решениях Обладающего; в действиях муравья ниже, чем в действиях человека - но свой кусочек свободы есть у всех, как бы исчезающе мал он не был. По крайней мере, по учению той философской школы Хеллаэна, где есть понятие кайи и пр. :jokingly: Другие школы могут считать иначе.

Автор:  Drake [ 17 окт 2021, 18:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

viewtopic.php?p=420580#p420580 :
Морган писал(а):
Valmit писал(а):
Наследование магических способностей генетическое (или "типа-генетическое", понятно, что молекул ДНК в Хеллаэне нет, но какие-то аналогичные штуки в гэемоне), или какое-то другое?

То есть, если мужчина родился плюс-минус бездарем (у него "бездарная" генетика), прокачался до верхнего куде-фара или ильт-фара, а потом завел ребенка (допустим, с женщиной - бездарем или низкого куде-фара), у ребенка будет высокий дар?

А если женщина прокачалась, а потом завела ребенка с мужчиной-бездарем?

На силу Дара влияют 4 основных фактора: а) наследственность ("типа-генетика" от гэемона), б) метамагическое поле мира, в котором зачат, выношен, рожден ребенок, в) влияние родовых духов, г) ЛС и карма.
Поскольку пункт "г" трудноопределим, можно его не учитывать.
На долгом пути от Бездаря к Ильт-фару, "типа-генетика" гэемона изменится, но другой фактор наследственности - родовые духи - останется прежним. Поэтому в описанной ситуации (неважно, кто родитель) скорее всего Дар у ребенка будет, но будет ощутимо слабее, чем у родителя.

А вот интересно, можно ли прокачать своих родовых духов?

Или в крайнем случае сделать так, чтобы родовые духи магически более сильного (а не более слабого) рода определили силу ребёнка?

Автор:  Морган [ 17 окт 2021, 19:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Drake писал(а):
А вот интересно, можно ли прокачать своих родовых духов?

возможно, но очень тяжело - отдельный индивид на них влияет, но слабо. Во многих случаях от тянущего назад наследия проще отказаться, особенно если Бездарь меняется и начинает развиваться как маг в чужом мире, куда его духам родовым дотянуться тяжело.
С другой стороны, если осознано поставить задачу прокачки рода и его духов - для этого надо на своей родине собирать родственников, устанавливать с ними связи, прокачивать их, формировать свой клан и т.д. Но тут все равно потребуются усилия многих - если родственники принципиально ничего делать не будут сами, то усилия 1 человека, даже крутого мага, мало что дадут.

Цитата:
Или в крайнем случае сделать так, чтобы родовые духи магически более сильного (а не более слабого) рода определили силу ребёнка?

Можно изменить соотношение влияния на ребенка родовых духов того или иного родителя - для этого нужно максимально ослабить связь со слабым родом. Но это не очень хорошая мера в том смысле, что удаление одного из родителей может повредить ребенку (ребенку нужны энергии как инь, так и янь для нормального становления).
Впрочем, если в цивилизации нет установки на гармоничное развитие, эта проблема может игнорироваться. К слову, в Хеллаэне вполне частая ситуация, когда горожанин заводит детей от рабыни, только вот к более-менее рабыня куда-то "пропадает" и матери своей ребенок не помнит - что является одним из фактором, замедляющим смягчение цивилизации (в ходе естественной социальной эволюции по мере развития цивилизация обычно становится более гуманной, но если ослабить влияние женственного начала на определенном, раннем этапе развития, то смягчения нравов в культуре происходить не будет или оно будет более медленным, чем могло бы быть).
Симметрии в поведении полов в Хеллаэне, разумеется нет - если мужчины-горожане нередко заводят детей от рабынь, то женщины со статусом горожанок, напротив, предпочитают - даже в том случае, если рожают "для себя" и не планируют семью - заводить детей от более сильных магов, чем они сами.
В общем, если так посмотреть, то женщины в Хеллаэне улучшают магическую наследственность, а мужчины - не дают цивилизации слишком смягчиться. :jokingly:
Разумеется, и на то, и на другое влияют и иные факторы, но половой отбор влияет так. :jokingly:

Автор:  Fenrier [ 17 окт 2021, 20:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Морган писал(а):
возможно, но очень тяжело - отдельный индивид на них влияет, но слабо. Во многих случаях от тянущего назад наследия проще отказаться, особенно если Бездарь меняется и начинает развиваться как маг в чужом мире, куда его духам родовым дотянуться тяжело.
С другой стороны, если осознано поставить задачу прокачки рода и его духов - для этого надо на своей родине собирать родственников, устанавливать с ними связи, прокачивать их, формировать свой клан и т.д. Но тут все равно потребуются усилия многих - если родственники принципиально ничего делать не будут сами, то усилия 1 человека, даже крутого мага, мало что дадут.

Т.е. Локбар кен Рейз, вошедший в род жены, вероятно, именно что отказался (осмысленно или по факту?) от своих родовых духов или хотя бы ограничил их влияние, правильно?

Морган писал(а):
Можно изменить соотношение влияния на ребенка родовых духов того или иного родителя - для этого нужно максимально ослабить связь со слабым родом. Но это не очень хорошая мера в том смысле, что удаление одного из родителей может повредить ребенку (ребенку нужны энергии как инь, так и янь для нормального становления).

А обязательно удалять родителей, или достаточно удалить род? (см. выше)

Морган писал(а):
в ходе естественной социальной эволюции по мере развития цивилизация обычно становится более гуманной, но если ослабить влияние женственного начала на определенном, раннем этапе развития, то смягчения нравов в культуре происходить не будет или оно будет более медленным, чем могло бы быть

Я бы очень-очень-очень осторожно говорил о социальной эволюции. Изменение социальных норм, скорее всего, если и имеет направление, то оно больше напоминает поддержку баланса между институтами (т.е. социальными нормами) и средой обитания (т.е. миром, обществом) — наши нравы смягчаются, поскольку мир становится мягче в развитых странах.

Засунь обитателей в высококонкурентное общество (типа Хеллаэна или Южной Кореи), да еще и подстегиваемое внешними факторами (нашествия Пределов, обезумевшие Лорды и т.д.) — и традиционные для современного общества нормы "зеленой" (т.е. доброта для каждого и всех), "оранжевой" (т.е. свобода для каждого) и "синей" (т.е. закон для всех и каждого) схем мгновенно уступят "красному" (произвол сильных). Слишком рациональные, хорошие и либеральные культуры попросту глупы при низком уровне социальной связности и высоких рисках.

P.S. И наоборот — попробуй в современном мире начать жить по порядкам низших уровней, и имеешь все шансы оказаться за бортом: в тюрьме (красный) или, если не найдешь правильную секту, психушке (фиолетовый).

Автор:  Морган [ 17 окт 2021, 21:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Цитата:
Т.е. Локбар кен Рейз, вошедший в род жены, вероятно, именно что отказался (осмысленно или по факту?) от своих родовых духов или хотя бы ограничил их влияние, правильно?

да

Цитата:
Цитата:
Можно изменить соотношение влияния на ребенка родовых духов того или иного родителя - для этого нужно максимально ослабить связь со слабым родом. Но это не очень хорошая мера в том смысле, что удаление одного из родителей может повредить ребенку (ребенку нужны энергии как инь, так и янь для нормального становления).

А обязательно удалять родителей, или достаточно удалить род? (см. выше)

ну ребенок же не сможет осмыслено отказаться от рода более слабого родителя в раннем возрасте.

Цитата:
Я бы очень-очень-очень осторожно говорил о социальной эволюции. Изменение социальных норм, скорее всего, если и имеет направление, то оно больше напоминает поддержку баланса между институтами (т.е. социальными нормами) и средой обитания (т.е. миром, обществом) — наши нравы смягчаются, поскольку мир становится мягче в развитых странах.

Нравы смягчаются = общество становится мягче. Это одно и то же.
Да, конечно, основные причины смягчения нравов - в выстраиваемых институтах (запрет на персональное насилие, передача прав на насилие государству), а в свою очередь институты выстраиваются так, потому что постепенная, медленная гуманизация выгодна обществу (в долгой перспективе общества с медленной гуманизацией будут более успешными, чем агрессивные или слишком миролюбивые). Выгода - важный фактор, но помимо него на то, каким в итоге будет общество, влияет еще много всего. Материнская любовь имеет значение: общество, где ощутимый процент населения ее лишен, при прочих равных будет жестче, чем общество, где дети материнскую любовь получают.

Автор:  Fenrier [ 17 окт 2021, 23:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Морган писал(а):
ну ребенок же не сможет осмыслено отказаться от рода более слабого родителя в раннем возрасте.

Ну, я имел в виду его родителей. Если отец-хеллаэнец может принять наложницу в род или ослабить ее связь с родовыми духами - его дети (и род) будут сильнее.

Морган писал(а):
в долгой перспективе общества с медленной гуманизацией будут более успешными, чем агрессивные или слишком миролюбивые

В античную эпоху и средневековье побеждают самые агрессивные (македонцы, римляне, викинги, монголы), в современности - скорее, действительно самые гуманные. Но, имхо, это результат растущих технологий: производственные цепочки становятся настолько долгими, что только очень мирное и стабильное общество может их поддерживать.

Ну и плюс политика: более миролюбивые общества дают больше проявить себя более миролюбивым людям - и они тянут общества в сторону увеличения мирности.

Но если у тебя практически стабильный уровень технологий, мир не становится безопаснее с каждым поколением. Если у тебя действует магия, большая и богаче экипированная армия не всегда побеждает - значит, нет отбора в сторону большей экономики и более мирного общества.

Автор:  Морган [ 18 окт 2021, 00:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Fenrier писал(а):
Морган писал(а):
ну ребенок же не сможет осмыслено отказаться от рода более слабого родителя в раннем возрасте.

Ну, я имел в виду его родителей. Если отец-хеллаэнец может принять наложницу в род или ослабить ее связь с родовыми духами - его дети (и род) будут сильнее.

С этой точки зрения логичнее сразу жениться на хеллаэнской ведьме, чем прокачивать рабыню до уровня ведьмы. Нет, я понимаю, что по любви бывает всякое, но вообще рабынь с промытыми мозгами заводят не для того, чтобы затем позориться, принимая их в свой род.

Цитата:
Морган писал(а):
в долгой перспективе общества с медленной гуманизацией будут более успешными, чем агрессивные или слишком миролюбивые

В античную эпоху и средневековье побеждают самые агрессивные (македонцы, римляне, викинги, монголы), в современности - скорее, действительно самые гуманные.

ну и где эти македонцы и монголы? их огромные империи развалились довольно быстро. Да и не сказать, чтобы монголы были сильно агрессивными с уже захваченными народами - их уровень насилия внутри империи был "средним по больнице" для того времени.
римская империя, просуществовавшая долго - как раз отличный пример того, о чем я говорю: при всех его колизеях римское общество было слегка гуманне окружающих варваров. Что, например, видно по куче законов, ограничивающих права рабовладельцев.
Касательно викингов - то здесь цивилизация выиграла вчистую, когда начала нанимать этих варваров себе на службу и довольно быстро растворила их в себе.
Снижение агрессии из-за того, ограниченное миролюбие - чуть более выгодная стратегия, у нас наблюдается уже несколько миллионов лет (естественно, этот путь не прямой и ровный, а имеет множество изгибов, но в целом, если смотреть на большую картину, тенденция вполне однозначная).

Цитата:
Но, имхо, это результат растущих технологий: производственные цепочки становятся настолько долгими, что только очень мирное и стабильное общество может их поддерживать.

Да, все так: я поэтому и говорю, что у развитой цивилизации (если смотреть глобально, не отвлекаясь на эксцессы) будет заметный крен в сторону гуманизма. С другой стороны, если мы говорим не о земном обществе, а о каком-то другом, то этот крен в гуманизм может нивелироваться иными факторами. Ну, например, если темные боги дают пруху наиболее злым и жестоким, то миролюбивая стратегия перестает быть наиболее выгодной.

Цитата:
Но если у тебя практически стабильный уровень технологий, мир не становится безопаснее с каждым поколением.

Развитие технологий (магических технологий, практик, типов магии и т.д.) есть, но гораздо более медленное, чем взрывообразный рост науки на Земле в последние несколько столетий.

Цитата:
Если у тебя действует магия, большая и богаче экипированная армия не всегда побеждает - значит, нет отбора в сторону большей экономики и более мирного общества.

Но есть отбор другого рода: более мирное сообщество в силу большей социальности и сотрудничества создаст более благоприятную атмосферу для творчества, новых магических разработок, развития существующих и формирования новых магических дисциплин.
Это важный фактор отбора, просто он не единственный, действуют и другие, а на выходе получается что-то среднее.

Автор:  Fenrier [ 18 окт 2021, 13:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы общей теории, традиции, представлений

Морган писал(а):
С этой точки зрения логичнее сразу жениться на хеллаэнской ведьме, чем прокачивать рабыню до уровня ведьмы. Нет, я понимаю, что по любви бывает всякое, но вообще рабынь с промытыми мозгами заводят не для того, чтобы затем позориться, принимая их в свой род.

Я не уверен, что это два взаимоисключающих варианта. Заставить хеллаэнскую ведьму потратить кучу времени и родить пятерых детей куда сложнее, чем ограничиться 2-3, а остальное добрать со стороны наложниц. И при этом если местному патриарху нужны не полубездарности, а полноценные будущие помощники — нужно как-то компенсировать плохое происхождение.

Морган писал(а):
ну и где эти македонцы и монголы? их огромные империи развалились довольно быстро. Да и не сказать, чтобы монголы были сильно агрессивными с уже захваченными народами - их уровень насилия внутри империи был "средним по больнице" для того времени.

Проблема в том, что перед тем, как развалиться, эти империи побеждают и поглощают кучу более мирных и гуманных социумов — причем большую их часть ассимилируют практически без последствий. То, что монгольская культура доминировала всего пару столетий, а македонцы — и того меньше, не отменяет того факта, что эти варвары (македонцы) и вообще кочевники (монголы) сначала победили всех соседей, а потом, срастаясь с самыми прогрессивными местными культурами (в случае македонцев — греки, в случае монголов — китайцы), все же смогли в какой-то мере сохраниться. Другим гуманным культурам повезло меньше — о большей части Руси, хазарах или египтянах (ну там вообще сложно, правда — после сравнительно пофигистических македонцев им не повезло еще с варварами-мусульманами) мы можем судить только по хроникам

Морган писал(а):
римская империя, просуществовавшая долго - как раз отличный пример того, о чем я говорю: при всех его колизеях римское общество было слегка гуманне окружающих варваров. Что, например, видно по куче законов, ограничивающих права рабовладельцев.

Да. Особенно Карфагена, Этрурии или повсеместных греческих полисов :)

Морган писал(а):
Касательно викингов - то здесь цивилизация выиграла вчистую, когда начала нанимать этих варваров себе на службу и довольно быстро растворила их в себе.

"Цивилизация" — это те, кто в итоге оказывается сверху, они по определению побеждают вчистую :)

В северной Европе была своя цивилизация до того, как ее выдавили или агрессивно ассимилировали — а вот усмиряла и побеждала викингов в итоге уже несколько другая цивилизация, в которой на верхушке зачастую оказывались те же викинги, просто за 2-3 поколения слегка цивилизованные (Англия и Русь как самые яркие примеры).

Морган писал(а):
Да, все так: я поэтому и говорю, что у развитой цивилизации (если смотреть глобально, не отвлекаясь на эксцессы) будет заметный крен в сторону гуманизма. С другой стороны, если мы говорим не о земном обществе, а о каком-то другом, то этот крен в гуманизм может нивелироваться иными факторами. Ну, например, если темные боги дают пруху наиболее злым и жестоким, то миролюбивая стратегия перестает быть наиболее выгодной.

На самом деле, достаточно просто окунуть цивилизацию в достаточно опасную среду. Гуманный способ развития требует доверия и репутации (иначе нет бонуса от гуманности — без репутации твои партнеры не могут знать, гуманный ты или людоед), которые требуют в свою очередь достаточной связности и стабильности общества (если ты в первый раз видишь человека, у него пока нет репутации).

Грубо говоря, у действительно опасной дыры будет та же проблема, что у современного вокзала: слишком большая текучка людей, нет возможности ограничивать антисоциальное поведение -> уровень нарушений аномально большой.

Морган писал(а):
Но есть отбор другого рода: более мирное сообщество в силу большей социальности и сотрудничества создаст более благоприятную атмосферу для творчества, новых магических разработок, развития существующих и формирования новых магических дисциплин.
Это важный фактор отбора, просто он не единственный, действуют и другие, а на выходе получается что-то среднее.

Например, заточенная на войну культура будет достигать больших высот именно в боевых дисциплинах (а новые практики и разработки ассимилировать или забирать) и, соответственно, давать лучшую виживаемость при войнах или бедствиях — и в результате будет формироваться плавающее равновесие.

Страница 8 из 10 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/