Пока чего-то не складывается целостной картины из того, что ты говоришь (возможно, ты и сам хотел проговорить этот вопрос для себя).
Вот ты говоришь:
Lex писал(а):
Наверное будет правильно сказать по-другому — слабое мировоззрение часто приводит к агрессии в сторону отличающихся мировоззрений.
Ну и да, я как раз говорю, что люди склонны превращать собственные убеждения в некую сверхценность и я считаю это слабостью
но при этом:
Цитата:
Слабость - имелось в виду конкретно личная неуверенность в нем.
т.е. если суммировать, получается "превращение личного убеждения в сверхценность происходит по причине неуверенности в нем".
Ну не знаю, как-то это странно звучит. Как можно быть неуверенным в том, что представляет сверхценность?
Думаю, дело немного в другом: в объективной слабости некоего учения в сочетании с высокой уверенностью в нем и его сверхценности для сторонника этого учения.
Т.е. если при равной конкуренции "мое" мировоззрение проигрывает, но при это я убежден, что оно истинно и хочу, чтобы всего его разделяли - я буду агрессивен.
Для понимания данного момента важно не путать объективный проигрыш/победу мировоззрение и убежденность человека в том, что оно победит. Т.е. человек может быть сколько угодно уверен в том, что его мировоззрение победит, но если он сталкивается с тем, что в действительности его мировоззрение проигрывает раз за разом - то будет использовать и другие методы убеждения, кроме собственно словесного убеждения. Что такое объективная победа? Это если проповедник ведет проповедь и видит, что все больше людей прислушиваются к тому, что он говорит, его авторитет растет. Ему нет необходимости в иных методах, когди силы слова хватает. Но если люди забивают на его слова, новых обращенных мало, а среди ранее сагитированных вызревают ереси и "богопротивные" настроения, люди уходят, теряют веру или верят не так, как надо - тогда это объективный проигрыш. И вот в такой ситуации (при безусловной вере в конечную победу своего учения) у бывшего проповедника или у наиболее рьяных членов его группы и может возникнуть желание доказать свою правоту здесь и сейчас агрессией.
Т.е. это не слабость их личной веры. Это слабость самого учения на фоне сильной веры последователей. Они отчайно хотят победить, верят в это - но не получается, потому что инструмент негодный.
Если же сама вера слаба - то человек скорее всего вообще ничего делать не будет. Она будет занимать какое-то стопятое место в жизни человека, и ни за какими еретиками такой человек охотиться не будет - он будет спокойно жить своей жизнью, и заниматься по большей части другими делами.
Для агрессии необходимо сочетание сильной веры и объективной слабости религии.