Берцелиус всюду видел силы. Признавая качественные своеобразия отдельных явлений, он сводил их к существованию особых сил. Материя для него мертва. Все действия материальных тел он приписывал действиям тех или иных сил. Электрохимическая теория Берцелиуса принимала существование, наряду с электрическими силами, еще и „неведомых сил растворения и сцепления". В этом стремлении видеть всюду силы Берцелиус докатывался до мистики. Когда Рейхенбах, впавший в мистицизм, стал утверждать, что он открыл «Od» силу, ему легко удалось убедить Берцелиуса в реальном ее существовании. Берцелиус резко отличал органические тела от неорганических, видя это различие в существовании в живых телах особой жизненной силы. Он считал, что „в живой природе элементы, по видимому, повинуются другим законам, чем в природе мертвой, и продукты их взаимодействия поэтому совершенно иные, чем в области неорганической природы". Резко отрывая органическое от неорганического, Берцелиус отрицает возможность синтеза органических тел из неорганических. Он пишет:
искусство не в состоянии соединить элементы неорганической природы по типу живой природы.
И далее:
если мы даже в будущем получим много таких (т.е. органических) продуктов из чисто — неорганической материи и соединений, аналогичных органическим продуктам, то все же это несовершенное подражание все еще слишком незначительно, чтобы мы могли рисковать надеяться когда-либо искусственно получить органическое вещество и, как это в большинстве случаев удается в неорганической природе, подтверждать анализ синтезом.
Даже синтез мочевины Велера не поколебал Берцелиуса в его взглядах на невозможность синтеза. Резко разграничивая законы, господствующие в органической и неорганической природе, отрицая возможность синтеза органических тел, Берцелиус объяснял это различие тем, что „происхождение и развитие этих „органических тел“ причинно связано с „жизненной силой, что „существо живых тел покоится не в их неорганических элементах, а в чем-то другом ... это что-то другое мы называем жизненной силой. Более того, эта жизненная сила была для Берцелиуса непознаваемой. Еще за год до смерти (1848) он утверждал, что в растениях и животных
„внутри находящаяся сила, определяющая на основании особых, относящихся сюда влияний, что воспринимаемое извне питательное вещество должно сделаться особым видом растения или животного, от которого происходит семя или яйцо, есть загадка жизни, которую мы никогда не разрешим".
И далее :
„как бы серьезно мы ни старались бросить взгляд в эти лаборатории, мы никогда не поймем этого spiritus rector, который предопределяет их действие согласно их целям“.
Таким образом, Берцелиус, утверждая специфичность жизни, остается всецело на виталистической точке зрения, видя эту специфичность в нематериальном начале, оторванном от тех элементов, из которых образуются органические тела, оторванном от материи, приходящем откуда-то извне в материальные тела и направляющем их действия. Стоит заметить, что похожие идеи можно заметить если скачать Андрей Смирнов Повелители Волшебства и ознакомиться с этой книгой. Но это художественная литература, к науке имеет отношение отдаленное. Однако будучи виталистом, Берцелиус вырыл непроходимую пропасть между органическими и неорганическими телами. Видя всюду в качестве активного начала только силы, вполне естественным было для Берцелиуса предположить при рассмотрении каталитических явлений существование особой каталитической силы. Более того, ряд видных ученых ставит каталитическую силу в тесную связь с учением Берцелиуса о жизненной силе; так, Вальден считает, что Берцелиус ставит каталитическую силу на место жизненной силы. «Vis vitalis» не исчезла, пока не создала в качестве заместительницы в живом организме «vis occulta», каталитическую силу. Берцелиус видел в каталитической силе возможность „подслушать что-нибудь из тайн“ жизненной силы.
Объясняя все явления природы действием особых сил, Берцелиус отрывает последние от материи. Берцелиус понимает силу, активное начало, не как действие находящейся в определенном состоянии движения материи, а как действие особых, входящих в тело и уходящих из него нематериальных начал. Он верил в свободное, нематериальное бытие сил. Он считает материю мертвым началом, носителем свободно передвигающихся сил. Указав на связь каталитической силы с полярностью атомов, Берцелиус пишет, что „из всего сказанного выше необходимо следует, что динамиды (свет, тепло, электричество) являются причиной активности материи, которая без их воздействия остается в состоянии вечного покоя или весьма медленного превращения". По поводу жизненной силы он также заявляет, что жизненная сила находится вне неорганических элементов и не является их первоначальным свойством, как тяжесть, непроницаемость, электрическая полярность и другие. Не говоря уже о том, что приписыванием активного начала существованию особых „неведомых сил на явления накладывался покров таинственности, непонятности, Берцелиус отрывом сил от материи, признанием их свободного нематериального бытия скатывался на точку зрения идеализма, открывая широкое поле для протаскивания фидеизма, супранатурализма, мистицизма.
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два