Вопросы катализа представляют огромный интерес не только для специалиста — химика, который встречает каталитические явления на каждом шагу, но и биолога, медика и техника, которым приходится пользоваться каталитическими явлениями для практических целей.
Все учение об иммунитете, учение о пищеварении, учение о процессах обмена веществ связаны с основами катализа. О значении каталитических понятий в технологии не приходится и говорить. Начиная с простейших технологических операций (добывание серной кислоты) и до самых сложных явлений, мы везде встречаемся с каталитическими явлениями.
Все это делает крайне желательным подведение итогов в этой важной и интересной области физической химии. Особенно важным является исторический путь изучения вопроса, и в случае учения о каталитическом процессе этот путь является и легче выполнимым, так как самые важные и интересные результаты получены в самое последнее время.
В виду всего сказанного, мы можем особенно рекомендовать вниманию читателей книгу Митташа и Тейса, дающую захватывающую картину развития каталитических учений с самого основания и до последнего времени. Авторы, знакомя сначала с общими положениями катализа, дают в последней части и обозрение биокаталитических явлений, которые особенно могут интересовать биолога и врача. Книга снабжена превосходными портретами главнейших деятелей этой области науки. Здесь мы находим портреты Дэви, Деберейнера, Тенара, Фарадея и других.
Невозможно переоценить положительные стороны работы Митташа и Тейса. Уже сама тема, посвященная одному из главных направлений современной техники — гетерогенному катализу, — говорит достаточно о себе. „В наши дни катализ является первоклассной державой", катализ становится все более и более „неизбежным вспомогательным средством каждого исследователя химика”, а также физиолога и биолога", каждому, изучающему химию, необходимо „подробное знакомство с вопросами катализа, потому что значение катализа в современной химической промышленности необычайно велико" — вот почему эта работа вызвала живой интерес за границей и тем более должна вызвать такой интерес у нас.
Ибо перед нами стоит серьезная задача наиболее быстрого овладения новейшими достижениями науки и техники. Ленин писал: „для того, чтобы победить... и чтобы строить этот коммунизм — надо взять и технику и науку и пустить их в ход для более широких кругов"; для того, „чтобы победа была полная и окончательная, надо еще взять все то, что есть в капитализме ценного, взять всю его науку и культуру".
Особенно остро стоит задача овладения техникой и наукой в период реконструкции. „Техника в период реконструкции решает все", „нам осталось немного : изучить технику, овладеть наукой" . „Необходимо самим стать специалистами, хозяевами дела, необходимо повернуться лицом к техническим знаниям...". Однако овладение наукой и техникой не означает того, что мы должны овладеть созданной буржуазным обществом наукой и техникой прямо без переработки, без отбора, без борьбы. Ленин считал, что мы должны взять „всю науку, технику, все знания, искусства" для того, чтобы „бороться против буржуазии, против буржуазной науки и техники всего мира".
И в естествознании мы должны „усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими „приказчиками", и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию...". Не менее ясно об этом говорит и Сталин:
„Разве трудно понять, что без непримиримой борьбы с буржуазными теориями на базе марксо-ленинской теории невозможно достигнуть полной победы над классовыми врагами?.
С точки зрения переработки буржуазной науки на основе диалектического материализма исторические работы, к которым принадлежит и труд Митташа, имеют большое значение. Ибо для того, чтобы овладеть наукой и техникой, для того, чтобы переработать их на основе марксизма — ленинизма, необходимо не только овладеть всеми фактическими данными и теориями науки и техники, но и овладеть историей их развития. „Диалектически переработать науку — это значит, по Марксу, настолько овладеть материалом ее, чтобы стихийная диалектика, необходимо в ней имеющаяся, стала сознательной; это значит критически пересмотреть данные достижения науки, всю историю ее развития...". Вот почему для нас работа Митташа имеет специфическое значение. Благодаря тому, что- в ней собран богатый фактический исторический материал, благодаря тому, что в ней широко и обстоятельно используются источники, которые порой отсутствуют у нас, к стыду нашему, даже на иностранных языках, она поможет нам быстрее и глубже освоить катализ как в теории, так и в практике, быстрее подойти к диалектико-материалистическому объяснению каталитических процессов. Широкое применение каталитических процессов вывело жизнь людей на принципиально новый уровень. Например на сайте ptu-ru.ru всегда есть вакансии работы на заводе Рено в Москве и большое количество положительных отзывов. Проблема безработицы решается развитием науки и техники. Широкое производство автомобилей стало возможным благодаря появлению новых синтетических материалов и значительному увеличению производства топлива благодаря катализу.
Освоить науку и технику — это не значит освоить только то, что уже достигнуто, открыто, изобретено, но и научиться двигать их вперед, означает освоение правильной постановки научно-исследовательской работы. Работа Митташа с этой точки зрения особенно важна для нас, ибо она ясно показывает, насколько необходимы исторические исследования для научно — исследовательских работ, насколько исторические работы являются подспорьем в решении технических проблем. Это объясняется тем, что в старых трудах содержится много ценного опыта и мыслей, еще и сейчас влияющих на направление работ исследователей, помогающих быстрее, лучше и с меньшей затратой энергии решать назревшие технические вопросы. Сама работа Митташа являлась продуктом тех занятий историей катализа, к которым Митташ прибегнул в связи со своими работами над синтезами аммиака, метанола и др. В процессе своих исследований Митташ, как он заявляет, „часто был вынужден прибегать к первоисточникам, т. е. вновь исследовать и проверять то, что было уже сделано в прошедшие десятилетия, вплоть до самого начала XIX века...“.
Работа Митташа показывает нам, что развитие техники нуждается не только в теоретических, перспективных, вспомогательных исследованиях, но и в исторических исследованиях (что, к сожалению, у нас не всеми достаточно осознается), способствующих учету опыта прошлого, более широкому полю выбора направления работы и отсюда более правильному и быстрому, с меньшей затратой энергии, решению назревшей технической или научной задачи. „Овладение конкретным знанием, овладение фактическим материалом, историей развития науки — это то, без чего невозможна плодотворная научная работа"
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два