Основной сегодняшний читатель предпочитает классическую прозу, причем в современном ее варианте. Потому что литература, как оказывается, устаревает. И в этом самая главная проблема школьной программы.
Большинство школьников уроки по литературе не любят. Даже те, которые читают. Повезло тому, кто еще в школьные годы наткнулся на интересные книги. Жаль только, что все эти интересные книги — не из школьной программы.
Да, в ней собраны гениальные произведения, но они устаревают очень быстро. Современная молодежь перестала улавливать классические сюжеты.
Возьмем для примера главную движущую силу сюжета «Мертвых душ». Она мало кому понятна и интересна. Даже уже прабабушки и прадедушки современных детей не застали крепостного права. Поэтому махинации с покупкой и продажей несуществующих крепостных крестьян не вызывают интереса. Как, впрочем, и весь колорит гоголевской эпохи.
Поднимаемые в старых произведениях проблемы войны, любви, дружбы еще понятны, то инструментарий всего этого окончательно устарел.
Сегодня мало кто поймет героя, который плачет над умирающим конем. Не с чем сравнить. Нас конь в бою не спасал. В нашей жизни не было ничего похожего на дружбу солдата и коня. К сожалению или к счастью, конь для нашего современника — это большое вонючее и неуправляемое животное. Ценности дружба с ним не несет никакой.
Теперь юные девушки знакомятся в соцсетях. Им не понять, как можно в парке в ста метрах от себя увидеть офицера и покраснеть. У них другая жизнь, потому что другие инструменты в плане выстраивания отношений. Быть может, отношения между нашими современниками даже эмоционально здоровее, чем они были двести или триста лет назад.
Так что если старшеклассникам непонятно и скучно все то, что напечатано в толстых томах, не надо осуждать. Они слушают аудиокниги литрпг о современных героях в современных реалиях. Тонкость задумки «Дон Кихота» мы все равно не поймем, так как это сатира на средневековые рыцарские романы, а средневековых романов мы не читаем.
Из многовековой истории литературы до нас дошли совсем уж знаковые произведения. Так называемые символы эпохи. Это произведения Гомера, Сунь Цзы, Цицерона. Но кто из нас читал «Иллиаду»? Нет, фильмы по ней мы все смотрели, а кто читал? Сегодня она интересна только как объект изучения для студентов и преподавателей филологических факультетов.
Не будет школьникам мил Маяковский, потому что в революции они не участвовали. При этом дети слушают и заучивают километры рэпа, с удовольствием цитируют при случае.
Пора уже заменить значительную часть школьной программы по литературе произведениями последних тридцати лет. Иначе любви к этому предмету со стороны детей нам не видать.
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два