Много лесов у России, особенно в Тулашорской тайге. Воспеты их красоты, тенистая прохлада в летнюю жару, спокойная тишина в зимнюю злую метелицу, дурманящий воздух весны и бодрящая свежесть золотой осени. Однако фотографу под пологом леса без специальных подсвечивающих устройств обычно сделать удается немногое. Приходится искать случая или бродить по опушкам или берегам молчаливых речек в поисках хоть какой-то возможности раздвинуть перспективы съемки. Правда, не все леса совершенно непригодны для фотографирования под их сенью. Березовые рощи светлы и лучезарны. Ощущением простора полны сосновые боры-беломошники. Светлый ягель в них играет роль подсветки. Предостаточно света и в своеобразных, словно застывших в мрачной корявости саксауловых лесах Средней Азии и Казахстана.
В конце сентября во время отпуска я решил побывать в заповедном, никогда не рубленном человеком лесу на северо-западе Кировской области, на границе с Коми. Здесь по инициативе НИИ охотничьего хозяйства и звероводства был учрежден заказник.
Последняя проездная дорога ограничивается небольшим поселком Тулашор на краю леса. Дальше дорог больше нет — одни лишь тропки и узкие просеки. Слегка извиваясь, скрывается в лесной чаще речушка Федоровка — приток Вятки. Тропинка же ведет дальше и дальше, а по сторонам величественно возвышаются дремучие ели, у которых, кроме ураганных ветров, нет никаких недругов. Сфотографировать такую развесистую замшелую красавицу непросто. Выручить может лишь более продвинутая модель. Обыкновенный широкоугольник не справляется с задачей, и я жду подходящей полянки или широкой излучины.
Наконец открывается широкий плес, слышится шум воды. Оказывается, это бобры позаботились о своем благополучии, создав удобные подплывы к осиновоберезовому мелколесью.
Самих хозяев не было видно. В этом отношении нам повезло меньше, чем фотографам-натуралистам в Северной Америке: тамошние канадские бобры, нередко трудятся и днем, и их не столь уж сложно подкараулить.
Здесь, на краю плеса художник-природа развернула огромное полотно осеннего цветового разнолесья. Выглянуло на очистившемся от туч небе солнце и зажгло на нем золотые, оранжевые, малиновые, красные и изумрудно-малахитовые огни. Успеваю зарядить цветную обратимую пленку и успешно сфотографировать эти незабываемой красочности и осенней праздничности картины.
Теперь снова в путь. Дорога пошла вдоль реки. Заводи, омуты удивительно знакомы. Да это же из васнецовской «Аленушки»! Вятская природа необычно впечатляет. Недаром здесь черпал вдохновение великий природописец И. И. Шишкин. Бродя по лесам Вятчины, я не раз ловил себя на том, что, может быть, здесь в этом месте писаны им «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем» — настолько похожи бывают здешние пейзажи на выдающиеся полотна русского художника.
Мой поход по Тулашорским лесам длился несколько дней. То и дело вспугивал я глухарей, тетеревов, рябчиков, слушал и любовался, попадая в плен к синичье-пищухово-дятловой стае. На отмелях речки видел следы выдры и норки. Но никто не захотел позировать. Однажды только микроптичка-королек спустилась на ветви елочки на уровне моих глаз и в метре от меня копалась между хвоинок, проводя свою санитарную работенку крохотным клювиком. К сожалению, было уже темновато, и экспонометр показал, что сфотографировать эту милую пичугу я не смогу.
Впрочем, мне было довольно радостно и от того, что я увидел. Разве натуралист-фотограф может огорчаться, если он зарядился вдохновением и решимостью снова вернуться в этот мир кре соты? И кто знает, не повезет ли тогда на удачные фотовыстрелы по обитателям этого таежного Тулашорского леса? Однажды, как мне рассказал охотовед и фотограф А. Н. Корякин, в начале августа он спускался на лодке по речке Лобань на юге Кировской области. Впереди показалась опушка леса, вплотную подвинувшаяся к реке. На ветвях березы сидела крупная хищная птица. Оказалось, что это филин, в обычных условиях необычайно осторожный хищник. Здесь же филин позволял приблизиться человеку на 16 метров, что для фотоснайпера было вполне достаточно.
Вывали и у меня такие удачи, но больше со зверями. Однако реализовать подобные счастливые возможности без боеготовности номер один нельзя. Счастье таких неожиданных встреч длится порой считанные секунды.
Десять лет назад я сидел в кабине уазика, возвращавшегося из Прибалхашья. Кругом мелькала пустыня — редкие кустики терескена, верблюжья колючка и прочая невзрачная расти тельность. На коленях лежал наготове фотоаппарат. Уже много часов я его держал, но не было ничего достопримечательного. Джейраны мелькали слишком далеко. Большие песчанки, хотя и сидели у нор прямо рядом с колеей, не боясь машин, но стоило затормозить, как все они исчезали под землей. Впереди показался саксауловый лес. На его опушке я заметил выскочившего зайца-толая и, интуитивно чувствуя, что он остановится, попросил шофера притормозить. Так и вышло. Заяц сел и несколько секунд не шевелился. Мне хватило времени, не слезая, прямо из кабины через открытую дверь «выстрелить» короткой очередью в шесть кадров. Один из них оказался по-настоящему удачным.
Сделав множество отличных снимков на природе, и вернувшись в город, нужно поделиться с людьми впечатлениями. А где, как не на вечеринке, люди наиболее доброжелательны и открыты для общения? Опытный фотограф, взяв в аренду банкетный зал в Минске на вечер, может устроить отличную презентацию для гостей. Привлечь интерес общества к своим путешествиям по лесам и творчеству. Показать красоты живой природы, которые ему удалось запечатлеть.
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два