Мир писал(а):
Почему атеизму/материализму приписывается "абсолютная детерминированность"?
потому что как правило, так и есть - в том или ином виде, с теми или иными оговорками, но тем не менее.
Цитата:
Почему язычество не противоречит рациональному знанию?
потому что не противоречит.
так же, как, например, не противоречит эстетика.
в отличии от монотеистических религий, где есть одна жесткая мифологическая картина, язычество изначально толератно к разным мифологическим картинам. Например, в том же Древнем Египте существовало шесть разных мифов о создании мира, и никто в этом не видел проблемы. Если же взять планету целиком, то мифологических картин можно насчитать сотни и тысячи, и язычников, когда они сталкивались с чужими мифами и чужими богами, это все как-то не очень напрягало. Аналогичным образом, и научную картину мира можно рассмотреть как одну из возможных мифологических систем (тем более, что она постоянно меняется, уточняется и т.д.) и пользоваться ею по мере необходимости. Попользовались научной на работе, а потом, например, попользовались древнеегипетской (ну, кому что нравится, конечно) дома для создания благоприятной атмосферы.
Цитата:
Почему атеизм и монетеизм объединены в одну группу с негативным определением "красный и синий черт"?
потому что язычество для тех, кому тесно и там, и там. Никакого предписания плохо относиться к монотеизму или атеизму - нет. "Красный и синий черт" - это почти прямая цитата из трудов В.И.Ленина, выражение употреблено с небольшой долей иронии.
Цитата:
Если мы вводим какую либо внешнюю, разумную, мистическую, силу, то мир будет детерминирован суммой этих сил. Тогда какая разница, одна эта сила или много? Тогда вся человеческая свобода оказывается зажата в небольшую область, конфликта этих мистических, разумных, сил. Очевидно, что если внешних, мистических, разумных сил нет, то человеческую свободу они уже щограничивать никак не могут.
Другими словами, проповедь язычества - это попытка заманить людей в колонию-поселение, пугает их тюрьмой строгого режима.
во-первых, человек и сам является одной из таких "разумных сил", и при том не самой последней: в язычестве есть и более простые и примитивные существа, близкие по уровню сознания к животным или даже еще ниже. Те же домашние духи стоят пониже человека и так далее.
во-вторых, когда сил много и они разные, и при этом свободные - детерменизма нет по причине свободного выбора, а этот выбор с внешней стороны никаким "всемогущим" не ограничен.
что же касается меры человеческой свободы, то она в любом случае является постоянной величиной. Другими словами, если боги и домовые есть, а люди ради жажды максимальной свободы в их существование отказываются верить - то от этого людская свобода не увеличивается, а уменьшается (т.к. мы сами себе отрезаем один из вариантов выбора).
Ну и последнее. В отличии от монотеистических религий, язычество не выдвигает к человечеству каких-либо требований и не запугивает в духе "верь, а не то попадешь в ад!". В язычестве почитание богов, кормление домашних духов и так далее - это действия, совершаемые человеком для того, чтобы увеличить меру гармонии в окружающем пространстве. Это аналогично тому, как если при вьезде в новый дом мы пойдем и познакомимся с соседями, будем с ними здороваться при встрече и даже, может быть, зайдем к ним в гости и угостим пирожками. Можно всего этого не делать и жить замкнуто, никто не запрещает, но социализация и налаживание контактов с окружающими - более выгодная стратегия поведения, чем отсутствие таковых контактов.