Цитата:
Имманентные силы у человека есть в восточных представлениях (представление о "ки"), но в европейской?
Да. Герметизм, оккультизм.
Цитата:
Например, в "Началах магии" Пьетро д'Абано есть заклинание воздушных духов:
"Мы, сотворенные по образу Божию, наделённые силой от Бога и созданные по воле Его, заклинаем тебя, о (имя духа), могучим и крепким именем Бога, Эль, сильным и чудесным, и повелеваем тебе именем Того..."
Хотя здесь и есть "наделённые силой от Бога" (что также порождает вопрос: после наделения, стала сила "их" или осталась силой Бога, в них пребывающей?), подчиняется дух имени Бога, а не силе мага.
ты сам приводишь пример и сам же обнаруживаешь в этом примере указание на имманентные силы. Они не такие, как на востоке (хотя можно найти очень близкие к восточным примеры, но сейчас речь не о них), но тем не менее вполне присущие человеку по самой его природе. Понятно, что из-за засилья христианства представления о магии также менялись в определенную сторону, но тем не менее: даже в рамках христианской или околохристианской парадигмы маг аппелирует к таким важным в ритуалах вещам, как Право и Значимость, а поскольку в христианской парадигме абсолютный источник всякой власти - Бог, то маг описывает свое исключительное право и высокую значимость производимых действий как бы "через" Бога.
"сотворенные по образу Бога" - имманентное свойство,
"наделенные силой Бога" - также либо имманентное либо "энергийное" свойство (Примечание: энергия = действие; т.е. свойство зависящее от действий человека. Правильных действий, которые знает и совершает маг).
"созданные по воле Его" - также указание на имманентное свойство. Человек создан не просто так, а высшей властью, и, следовательно, уже изначально уполномочен делать все то, что он делает.
Цитата:
Или начало заклинания из "О нигромантии":
"Заклинаю тебя, о Меч, и связываю и принуждаю тебя силой Бога-Отца Всемогущего, силою Иисуса Христа, Сына Божьего..."
Ага. А теперь подумай о том, почему у человека есть Право "связывать и принуждать" и вообще использовать для своих целей силу всемогущего Бога. На это есть как имманентное право (сотворен по образу и подобию), так и энергийное (ведет правильную жизнь, совершает правильные действия, использует правильные заклинания).
Цитата:
Судя по, например, этим средневековым трактатам, средневековый европейский маг взывал к силе Бога, уже которой подчинялся дух. Здесь нет речи о том, что дух подчиняется именно силе мага.
потому что "сила" вылезла на первый план относильно недавно, в результате чего популярное представление о магии скатилось до файрболлометания. Если же говорить о средневековой магии, то там Право и Значимость занимали более важное место.
Но в случае глобального сравнения (с той же наукой, например) - это все помещается на большую полку "скрытые, внутренние способности человека" в противовес внешним инструментам.
Цитата:
Ведь в случае техники тоже первичны способности человека, которые позволяют ему создать эту технику.
в случае техники сами способности или само знание по себе ничего не дает, если оно не реализовано.
в герметизме и вообще в оккультных учениях или в учениях с примесью оккультизма/герметизма (например, в некоторых гностических учениях) Знание само по себе означало власть и силу, само по себе сущностно меняло человека.
Цитата:
По-моему, не очень удачное определение.
придумай лучшее
Цитата:
Уж лучше, по-моему, определить различие между магией и техникой так: магия - это призыв, на который в мире что-то откликается, в случае техники момента "обращения", "призыва" нет.
Определение, может, и не охватывает все случаи и варианты, но, по крайней мере, существенную часть - да.
нет, твое определение хуже. Оно сразу отсекает очень много разновидностей магии (в т.ч. всю восточную, все эти "ци" и "чакры", и часть западной магии, которая на восточную похожа) и по сути сводит магию к взаимодействию с духами (пытается описать все по этой модели). Такие формы у магии в истории были, они по-своему интересны, но сейчас с ним все сводить? Нет.