Представление о морали являются следствием принципа Талиона, который подобно дамоклову мечу, нависая над нами, обеспечивает целостность социальных образований на первичном уровне.
Примером может послужить взаимоотношения в стае, как формации в группу с целью решения задач выживания. Представление о наказании при прямой конфронтации интересов обеспечивает целостность такой структуры, не позволяя каждому индивиду тянуть одеяло на себя.
На практике это выглядит примерно так, каждая особь понимает что ее претензии на, например, самку или добычу неизбежно столкнуться с такими же интересами других представителей стаи, и итогом станет конфронтация, где добыча достанется сильнейшему, при этом слабый индивид понимает, что проиграет сильному, а сильный понимает что проиграет стае, при этом каждый осознает необходимость сохранения целостности формации, и ценность каждого индивида для обеспечения целостности. Таким образом, устанавливается некоторый паритет, в котором каждый обеспечивает целостность формации путем подавления личных сиюминутных интересов, ради удовлетворение более основополагающего инстинкта — стремления к самосохранению.
Отличием человека от животного, а социальной группы от стаи можно считать наличие способности к абстрактному мышлению. В этом приближении формация перестает быть необходимой реакцией, при решении конкретной задачи. Вместо этого приходит представление о социальной группе как эффективном и необходимом гаранте защищенности и успешности индивида в долгосрочной перспективе. Откуда в свою очередь проистекает представление, о долгосрочном благополучии социума, как необходимом элементе благополучия индивида. Кроме выживания долгосрочная формация так же обеспечивает реализацию инстинкта продолжения рода (имеется ввиду родительский инстинкт, а не размножение), который у высших приматов, в силу того же абстрактного мышления работает совсем не так, как у более примитивных животных.Таким образом ценность целостности социума, становится до определенной степени тождественна личному благополучию.
На уровне простейших причина-следствий, целостность социума продолжает обеспечиваться посредством принципа Талиона (законы в разных формах, или представление о необходимых нормах существования социума, и последствиях их нарушений). Но в долгосрочной перспективе невозможно точно оценить влияние каждого конкретного действия. При этом, в рамках сложных и нестабильных условий существования, где каждый неблагоприятный фактор, будь он инициирован из вне, или изнутри социальной группы, — способен стать соломинкой ломающей спину верблюду. Именно здесь рождается мораль, — представление о благе социума, стоящем выше блага конкретного индивида. Это своего рода предохранительный механизм, поведенческая рекомендация, призванная уменьшить риски социальной группы, путем разрешение ситуации конфронтации конфликта интересов индивида и социума в пользу социума.
Отсюда рождается концепция добра, в изначальном понимании, — поступка несущего благие последствия, и в более поздний период получивший более сложную трактовку: намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния. То есть форма морального абсолюта, идеальное разрешение морального конфликта, или однозначно благой = полезный социуму поступок.
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два