Такой несколько обстоятельный экскурс в историю народной медицины. Народное врачевание, коль оно существовало много тысячелетий, не могло исчезнуть. Сегодня мы воочию видим, что народные целители не только здравствуют, а более того — множатся их ряды. Как понимать этот феномен в век научно-технической цивилизации? Насколько широка зона взаимодействия научной и народной ветвей медицины? Как относиться к тем «чудесам», когда народная медицина оказывается действеннее, нежели официальная? Всегда ли правы доктора и должностные лица из органов здравоохранения, продолжая относиться порой к талантливым, самобытным, несомненно врачующим целителям, как знахарям, только из-за того, что у них нет специального медицинского образования ? Вот далеко не полный перечень вопросов, возникающих в связи с «вторым рождением» народной медицины. И мы не готовы сегодня однозначно ответить на многие из этих «почему?» и «как?».
В наши дни книжный рынок насыщен различными домашними лечебниками, содержащими рекомендации, советы, рецепты, взятыми из народной медицины. В каждом регионе выпускается свой сборник местных лекарственных трав. Но это все, так сказать, на «аптекарском» уровне. А вот литературы, теоретически осмысливающей, обобщающей, анализирующей богатое целительское наследие народа, трудов, где бы предпринимались попытки научного проникновения в некоторые феноменальные загадки, тайны народной медицины, мы, можно сказать, пока еще не видим. Возможно, время для этого еще не наступило.
В книгах о народной медицине подробно, в популярной форме описывается практика народного целителя Зульфиры. Читатель очень скоро убедится в том, что Зульфира, медицинский работник по образованию, народный целитель по призванию — личность незаурядная, обладающая необычными психологическими, физиологическими (экстрасенсорными, биоэнергетическими) способностями. Свои природные целительские свойства она унаследовала от своих предков, прежде всего дедушки и бабушки. Читатель убедится также в том, что она — человек добрый, отзывчивый, искренний, человеколюбивый.
Все это позволяет ей понять человека — и больного, и здорового, помочь ему в трудные моменты.
Мне, как специалисту по психотерапии, импонирует ее высказывание, приведенное: «Слово — первое мое лекарство». Несомненно, любое лечебное воздействие на больного, в конечном счете, основано на внушении и самовнушении. Видные психотерапевты считают слово мощным инструментом при любом методе психотерапии (гипноз, рациональная психотерапия, суггестия наяву, позитивная психотерапия и т. д.). Здесь слово приобретает значение физиологического фактора, воздействующего на сознание и подсознание.
Заслуживает особого внимания то, что в книге делается акцент на личности целителя, на его личностном подходе к пациенту, индивидуальном комплексе лечебных мер к каждой болезни и, вообще, учете психологии лечебного процесса. В книге обычно достаточно выпукло рисуются человеческие качества, особенности профессиональной медицинской деятельности и, наконец, черты как народного целителя.
Особо хочу отметить, что приемы и методы работы целителя созвучны с методами научной психотерапии. А в арсенал ее лечебных средств входят известные нам из народной медицины — слово («с кем-то достаточно поговорить с глазу на глаз»), гипноз, массаж и магнетизм, лечебное голодание (разгрузка), травы, а также заговоры и прочее.
В то же время такие ее методы, как использование гипноза, уринотерапии, снятия порчи и сглаза, не могут быть одобрены научной медициной, учитывая, что нередко они приводят к клиническим осложнениям и социально-психологическим конфликтам. Поэтому эти вопросы, мы считаем, следует интерпретировать с большой осторожностью для массового читателя.
Каждое время предъявляет целителю свои требования. В прошлом знахарь, может, даже не умеющий читать и писать, устраивал общество. Уровень сегодняшних требований, сами понимаете, высок. Как и в любом специалисте, мы хотим видеть в народном целителе профессионала, человека культурного, широко образованного, устремленного в познание тонкостей лечебного искусства. Кому- кому, а уж претендующему на врачевание следует знать душу и тело (психологию, анатомию, физиологию, диагностику болезней, методы лечения). Сегодняшний народный целитель должен иметь, по меньшей мере, диплом среднего медицинского работника.
Написав добрую, хорошую книгу в популярной форме о народном целителе, можно сделать полезное и нужное дело. Повторяю, не все положения и суждения в ней будут бесспорны. Тем не менее они не умаляют значение для широкого читателя — знания и богатое наследие прошлого, при умелом применении, могут быть полезны и в наши дни.
- Автор: Аркадий Звездный.
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два